Октябрина Стручкова
Развивающая предметно — пространственная среда в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда – это окружающая ребенка обстановка, способствующая его полноценному развитию и обучению. Она предполагает развитие большого круга детских интересов и форм деятельности. В каждой возрастной группе предметно-развивающая среда имеет свои особенности и отличительные признаки, что позволяет создать вокруг детей одной возрастной группы оптимальную атмосферу, в которой они могут получать необходимые им знания.
Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2023
К целям формирования развивающей среды относится :
— помощь детям в определении личностных интересов;
— развитие способностей находить пути взаимодействия с другими детьми и педагогами;
— формирование способности оценивать свои и чужие поступки, чувства.
Для достижения перечисленных целей формируется и реализуется несколько важных задач:
— обустройство группы в соответствии с возрастными особенностями детей средней группы;
— предоставление детям большого выбора игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с уже имеющимся у детей опытом;
— предоставление детям достаточного количества материалов, работа с которыми проводится посредством взаимодействия с применением органов чувств;
— включение в развивающую среду игры на счет, сравнение предметов, сборку целого предмета из нескольких частей;
— обеспечение группы материалами, необходимыми для проведения опытов;
— увеличение количества книг, рабочих тетрадей.
В процессе формирования развивающей среды возможно возникновение иных задач, решение которых является частью процесса создания благоприятной для обучения атмосферы.
Подбор средств при формировании окружающей среды должен осуществляться с учетом важных принципов.
1) Насыщенность
Одно из главных требований к развивающей среде – насыщенность. Наполнение подбирается в соответствии с особенностями программы обучения. Например, если в детском саду используется программа здорового образа жизни и практикуется закаливание, то в игровой зоне должны размещаться куклы, игрушечные ванны, полотенца и другие предметы. Это позволит детям имитировать обливание водой.
2) Трансформируемость и полифункциональность
В зависимости от образовательных задач и целей развивающая среда должна меняться, подстраиваться под новые условия. Касается это и взросления воспитанников, у которых меняются интересы. Игры и предметы должны быть либо универсальными, либо трансформируемыми, подходящими для использования в различных видах деятельности.
3) Вариативность
Этот принцип предполагает создание в группе нескольких функциональных зон, чтобы каждый ребенок мог находить занятие себе по душе. Зоны должны быть рассчитаны на активные и пассивные игры, делиться по гендерным различиям. Обязательно наличие уголка для веселья и спортивных игр и наоборот, уголка для уединения, где ребенок может побыть в одиночестве.
4) Доступность
Все игры и предметы должны быть доступны каждому воспитаннику. Учитывается маленький рост детей, а если в группе есть ребенок-инвалид, то обязательно предусматриваются условия для его комфортного пребывания в группе.
5) Безопасность
Элементы развивающей предметно-пространственной среды должны отвечать требованиям к безопасности. Не допускается наличие игр, которые могут причинить ребенку физическую или моральную травму.
«Центр для ролевых игр»
Этот центр должен содержать игрушки, материалы и мебель для сюжетно-ролевых игр. Обязательно наличие кукол, игрушечной мебели, предметов быта, а также предметы, имитирующие профессии: парикмахер, продавец, врач и т. д.
«Центр творчества»
В этой зоне дети оценивают свои творческие способности. Для этого центр оснащается мебелью с полками, на которых расставляются рисунки, аппликации и фигурки из пластилина, выполненные воспитанниками.
«Экспериментально-экологический центр»
В этом уголке размещаются цветы, природные материалы, животные. Центр предназначен для изучения природы и заботы о ней.
«Центр спорта»
В группе выделяется участок для спортивного становления детей. Здесь размещается спортивный инвентарь: обручи, скакалки, кегли, мячи, массажные коврики.
«Центр театра»
Здесь дети могут имитировать поведение взрослых, разыгрывать различные сценки. Для этого центр оснащается ширмой, масками, костюмами, куклами и игрушками, декорациями, париками. У детей должна быть возможность переодеться перед зеркалом.
«Центр математики»
Этот центр предназначен для обучения азов математики. Дети учатся складывать и вычитать простые числа, решать логические задачи. Материалы располагаются на тумбах или полках. Обязательно наличие головоломок, набора цифр и математических знаков, счетных палочек, комплекта геометрических фигур.
«Книжный центр»
В этой зоне устанавливается шкаф или полки, на которых размещаются обучающие и развлекательные книги, подходящие детям по возрасту. Это сказки, скороговорки, стихи, буквари. В книгах должны присутствовать крупные, красочные иллюстрации.
«Центр музыки»
В этой зоне размещаются игрушечные музыкальные инструменты и материалы, издающие звуки (коробочки с песком, камешками и т. д.). Центр предназначен для развития музыкального слуха и способностей.
«Центр уединения»
В этой зоне ребенок может побыть в одиночестве, погрустить, подумать. Центр должен находиться вдали от других участков, а дети приучены не мешать тем, кто решил уединиться.
«Центр патриотического воспитания»
Согласно требованиям ФГОС, центр патриотического воспитания должен быть обустроен в средней группе детского сада. В этом уголке размещается флаг, фотография президента, плакат с изображением государственного герба, книги с рассказами и стихами.
Предметно-развивающая среда в средней группе должна быть разнообразной, чтобы дети задействовали органы чувств, развивали фантазию и воображение.