Киселева Наталья Викторовна
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно – пространственная среда организована с учетом возрастных особенностей детей и требованиями Программы, позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Пространство группы поделено на центры детской активности : центр природы и экспериментирования, центр изобразительной деятельности, учебный центр, речевой центр, игровой и т. д. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Центры Оборудование
1 Центр природы и экспериментирования Календарь природы, ё мкости с природным материалом: песок, камешки, ракушки; лупы, совочки, сосуды разной формы, вата, зеркала, магниты, картотека опытов и экспериментов, комнатные цветы, паспорт комнатных растений, картотека экологических игр, карточки «Времена года», «Животные», «птицы», «правила поведения в природе», календарь «Погода сегодня», алгоритм «ухаживаем за цветами», макеты, альбомы по временам года и др.
2 Центр изобразительной деятельности Принадлежности для рисования, лепки, аппликации, шаблоны, трафареты, альбомы «Гжель», «Дымковская роспись» и др., репродукции картин, технологические карты по всем видам изобразительной деятельности.
3 Учебный центр Магнитная доска, панно «Математика» и «Обучение грамоте», набор цифр, знаков, букв, геометрические фигуры и тела, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера
4 Речевой центр Художественные произведения согласно теме и программе, настольно-печатные игры, тематические иллюстрации, портреты поэтов и писателей.
5 Центр гражданско- патриотического воспитания Государственные символы: герб, флаг России и Хакасии, альбомы «Наша Родина-Россия», «Хакасия, мой край родной», макеты юрты и русской избы, куклы в русском и хакасском национальных костюмах.
6 Игровой центр Развивающие, логико-математические, настольно-печатные, электронные игры
7 Центр музыкально- театрализованной деятельности Различные виды театров: настольный, магнитный, кукольный, пальчиковый, ширма, костюмы, парики, маски.
8 Центр ролевых игр Детская игровая мебель, наборы для игр «Парикмахерская», «Ателье», «Больница», «Почта», «Моряки», «СТО»
9 Физкультурно- оздоровительный центр Кольцеброс, кегли, мячи, массажные коврики, обручи, скакалки, гантели, ребристая доска, мишени.
10 Центр ПДД, пожарной безопасности Макет улицы с проезжей частью, набор дорожных знаков, элементы костюма инспектора ДПС, раскраски, сюжетные картинки по теме, красочные плакаты, альбомы с рисунками и фотографиями, карточки «Специальные машины», машины разного размера, картотека игр по ПДД, разрезные картинки, альбом «Азбука пешехода», дидактические игры, лото, домино.
11 Центр уединения Тихое уютное место с наличием больших красивых подушек ручной работы, детская игровая палатка.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центры состоят из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности воспитанников и располагаются таким образом, чтобы дети могли легко менять виды детской деятельности в течение дня в зависимости от эмоционального состояния и индивидуальных потребностей.
Учтены интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются наборы инструментов для работы с деревом, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для развития творческого замысла в игре девочкам предоставлены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. д. В группе имеется достаточное количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Наполняемость центров регулярно обновляется согласно требованиям к созданию РППС по ФГОС ДО.
Образовательное пространство в соответствии с возрастными возможностями оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда способствует разностороннему развитию каждого ребенка, позволяет сделать жизнь дошкольника увлекательной и содержательной.
Принцип трансформируемости среды в группе реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возраста детей, периода обучения, от образовательной ситуации, а также от меняющихся интересов и возможностей детей. Предметно – развивающая среда трансформируется так, что позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Мини-ширмы позволяют детям вместе с педагогом легко трансформировать окружающую среду. Элементы декора легко меняются в соответствии со временем года или определенным событием. Пространство вокруг малышей пополняется и обновляется с учетом темы недели, реализации проекта.
Дети имеют возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды. Например, детская мебель, не обладающая жестко закрепленным способом употребления, (кухонный столик, табуретки, стульчики) легко перемещаются детьми в пространстве группы.
В групповом помещении имеются шатры, легкие скамейки, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Мягкие модули дети используют для создания разнообразных уголков, подиумов, горок. Детям предлагаются в достаточном количестве разнообразные материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В центре экспериментирования имеется «волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, ракушки и т. д.). Дети постоянно пополняют его новыми находками.
Материалы меняются в процессе овладения детьми пространственными представлениями.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены на стеллажах, в специальных контейнерах таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Дети могут самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, использовать природные материалы для творческих поделок, делать выводы об их свойствах.
Цветовая гамма группового помещения подобрана с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. С целью создания «легкой» атмосферы преобладают теплые пастельные тона.
Мебель и игровое оборудование соответствуют росту и возрасту детей и ориентированы на безопасность дошкольников. Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
При организации непосредственно-образовательной деятельности педагог использует мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми.
. Педагог вносит личный вклад в оформление группы и детского сада. Следит за эстетикой, целенаправленностью и своевременностью информационных и тематических материалов для родителей. Самостоятельно изготавливает дидактические игры для детей и атрибуты для педагогической работы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе педагог руководствуется принципами:
• насыщенность среды;
• трансформируемость пространства;
• полифункциональность материалов;
• вариативность среды;
• доступность среды;
• безопасность предметно-пространственной среды;
Таким образом, эффективность освоения воспитанниками образовательных программ обеспечивается за счет создания эстетической развивающей среды, которая вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.