Елена Петровна Сысоева
Развивающая предметно — пространственная среда по физическому воспитанию в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда по физическому воспитанию в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная организованным пространством (помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Цели создания РППС:
-обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
-обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
-обеспечение реализации различных образовательных программ
Для успешной реализации ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, к чему мы стремимся в нашем саду.
1. Насыщенность РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, В саду мы стараемся создавать условия для двигательной активности, возможности их выбора.
Насыщенность среды предполагает:
•Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в зале, группах, спортивной площадке
•Оснащение средствами обучения и воспитания – техническими, спортивным и игровым оборудованием
•Индивидуальную комфортность
•Эмоциональное благополучие каждого ребёнка
Обеспечивает
•Удовлетворение интересов каждого ребёнка через разнообразие объектов РППС
•Учёт возрастных особенностей
•Равные стартовые возможности, но различные условия для реализации
•Поддержка детской индивидуальности, инициативы, возможностей
В физкультурном зале у нас имеется необходимое современное оборудование: спортивный комплекс «Батыр», гимнастические лестницы, маты, тренажеры (велотренажеры, беговая дорожка, «Бегущий по волнам»). Также имеются модули из мягких игровых элементов, игровые маты, складные дорожки, дорожки для профилактики плоскостопия, фитболы, оборудование для основных видов движений, разнообразный инвентарь для ору, подвижных и спортивных игр.
Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощённость, более яркие возможности для их самовыражения.
2.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
•От образовательной ситуации
•От меняющихся интересов
•От возможностей детей
Обеспечивает
•Возможность изменять РППС, позволяющую, по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства
Использование мягких красочных модулей, игровых матов («Путаница», «Мат с брёвнами», игрового комплекса «Кузнечик», помогает нам трансформировать пространство, в зависимости от того, какие образовательные задачи мы решаем. Принцип интеграций образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей.
3.
Полифункциональность
предполагает
•наличие полифункциональных предметов, не имеющих жесткого крепления
•наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
•наличие предметов-заместителей в игре
Обеспечивает
•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Полифункциональность присутствует и в нашем учреждении. Многие предметы имеют ряд назначений. Мы активно используем те же самые игровые модули, разнообразные дорожки («Змейка», «Звуковая дорожка», складные дорожки, игровые маты в разных видах двигательной активности. Также в играх с детьми используем предметы-заместители (гладкие камни, крышки и др.) , которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
4.
Вариативность
предполагает
•Разнообразие материалов, обеспечивающих свободный выбор оборудования
•Периодическую сменность игрового оборудования
•Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей
Дети очень быстро теряют интерес к пособиям, которые постоянно доступны. Поэтому мы стараемся периодически их обновлять, а для поддержания интереса предлагаем детям иные варианты пособий и другое оборудование. Это говорит о том, что пытаемся сделать среду вариативной.
Принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
5.
Доступность
предполагает
•Доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
•свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
•Возможность содержания в исправности и сохранности оборудования и инвентаря
Обеспечивает
•доступность детей во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность
•свободный доступ детей к пособиям
Доступность – одно из главных требований РППС. Все игровые материалы, пособия разместили в свободном доступе для детей. Мы не только делаем доступным весь инвентарь, но и помогаем правильно и рационально всё использовать.
6.
Безопасность
•Соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования:
-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам
-нормам этической и экологической безопасности
-правилам пожарной безопасности
Обеспечивает
•Безопасную организацию образовательного процесса
•Сохранение жизни и здоровья ребёнка
Все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: сертификат соответствия и гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для детей.
В группах имеются центры здоровья с различным спортивным инвентарём: модули, оборудование для развития основных видов движений, для спортивных и подвижных игр, мелкий спортивный инвентарь, дидактический материал по безопасности жизнедеятельности, массажёры и пр. Они служат удовлетворению потребности ребёнка в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной деятельности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Центры здоровья способствуют проявлению двигательной активности детей и находятся на свободном доступе, осуществляя требования безопасности и доступности среды. В перспективе планируем заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на полифункциональные выдвижные, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию.
На улице имеется спортивная площадка, есть полоса препятствий. Размечена и оборудована площадка по изучению и закреплению в двигательной деятельности правил дорожного движения. Основной проблемой создания РППС на спортивной площадке является нехватка спортивного оборудования. На данный момент мы поставили перед собой цель- пополнить площадку необходимым игровым оборудованием.
Организация РППС с учётом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.