Ирина Кулибер
Развивающая предметно — пространственная среда как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ.
Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2023
В нашем детском саду для полноценного речевого развития детей оформлены центры речевого творчества.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно - влияющее на развитие разных сторон
речи каждого ребенка.
В каждом речевом уголке подобраны разнообразные игры на развитие речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.
Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Для усвоения правильного звукопроизношения необходимо не только иметь хорошую артикуляционную базу и сохранный физиологический слух. Важно также умение слышать звуки окружающей природы и звуки речи, уметь вычленять эти звуки из речевого потока. Процесс постановки и автоматизации звуков у детей очень длительный, часто недостаточно эффективный. Поэтому работу по постановке звуков начинают с развития фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков и только потом переходят к фонемам.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.
Важным средством для формирования и закрепления
грамматических навыков и умений у дошкольников
являются специальные дидактические игры и
игровые упражнения с грамматическим
содержанием.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для детей трудно переоценить.
Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: усилению кровообращения; развитию гибкости органов речевого аппарата;
укреплению мышц лица.
Существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Таким образом, использование речевых дидактических игр, позволяет расширить речевую систему в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.