Елена
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Особый ребенок»
Конюхова Е. В. ,Башилов Е. Е.
Пояснительная записка
В нашей группе создана развивающая предметно пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка. Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с особыми образовательными потребностями, учитывались такие потребности как: в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются: разнообразие, доступность и зонирование. Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2022
Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в МОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.
Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учёта особенностей).
Вопрос построения предметно-пространственной среды наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников:
- дети с нарушением интеллекта
- дети с нарушением слуха
- дети с нарушением зрения
- дети с нарушением речи
- дети с множественными расстройствами
- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с ЗПР
Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.
В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается, как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории находящейся на небольшом удалении, (далее - участок, материалы, оборудования и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции в их развития)
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт возрастных особенностей детей.
4. Предметно-пространственная развивающая среда должна иметь :
Насыщенность среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных, психофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ПМПК.
Требования к организации пространства:
Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально.
Для воспитания и развития воспитанников в нашем учреждении созданы макро и микросреда.
Макросреда представлена :
Физкультурным залом
Музыкальным залом
Кабинетом учителя - дефектолога
Кабинетом педагога - психолога
Кабинетом учителя - логопеда
Сенсорная комната
Музей казачьего быта
ЛФК
Микросреда МОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей ОВЗ.
Среда групп организована по пяти образовательным областям, в которых выделяются центры.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Центр ПДД
- Центр игровой активности (сюжетно-ролевые игры)
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Центр сенсорно-моторного развития
- Центр конструирования
- Центр дидактических игр
Образовательная область «Речевое развитие»
- Центр речевого развития
- Центр «Здравствуй, книжка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Центр творчества
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
Образовательная область «Физическая культура»
- Центр двигательной активности
Все эти центры организованы в соответствии с адаптированной образовательной программы дошкольного образования (для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с расстройствами аутистического спектора) МОУ Детского сада.
Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.
Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС :
Познавательное развитие.
Основными задачами познавательного развития являются :
-развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.
Познавательное направление представлено центром сенсорно-моторного развития представленным игровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие - целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы) и др.
Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление физическое развитие :
Основными задачами физического развития :
-достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др. ;
-коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА системы;
Центр двигательной активности наполнен «Дорожка шагов» для правильной постановки стопы, переносные массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Специальное оборудование для детей с ОДА; ортопедическая опора для сидения и коляски для передвижения, брусья, ходунки и т. д.
Для детей с РАС
Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :
Ориентировочные
-фотографии ребенка
-фотографии сотрудников МОУ
-информационные таблички
-пиктограммы
-цвет (привлекающий ребенка)
Коммуникативные
-таблички с печатным текстом
-коммуникативный альбом
-коммуникативные панно или доска (в группе)
Социально-поведенческие
- схемы последовательности умывания
- схемы последовательности одевания
- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.
Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех образовательных областях и направлений в развитии воспитанников.
За основу разработки модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Т. Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада» / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой, Н. Ю. Честновой «Как обустроить детский сад», а также опирались на следующие нормативно-правовые документы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении типового Положения о дошкольном образовательном учреждении».
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелковы, 1993 г.).
Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда в группе должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а, следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоническому развития ребенка.
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовые документы являются основой для разработки уставов образовательных учреждений, определения порядка взаимоотношений между образовательным учреждением, устанавливают требования к порядку реализации образовательных программ в различных формах, регламентируют порядок лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений.
Распорядительные и нормативные документы системы российского образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении типового Положения о дошкольном образовательном учреждении»
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
ПРИЛОЖЕНИЯ к приказу №2151 от 20.07. 2011:
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России»;
Перечень оборудования в младших группах;
Перечень оборудования в средних группах;
Перечень оборудования в старших группах;
Перечень оборудования в подготовительных группах;