Авдеева Вероника Владимировна
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства группы,
приспособленной для реализации программы для
развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Оснащение предметно-пространственной среды в ДОУ должно производиться согласно нормам ФГОС. Он определяет не только структуру общеобразовательной программы для дошкольного учреждения, но и требования к материальным объектам. Лишь в совокупности эти факторы способны обеспечить малышам полноценное и всестороннее развитие, что является главной целью любого ДОУ. Под предметно-развивающей средой понимают систему материальных объектов, окружающих ребенка. Именно они способны повлиять на его познавательное, эмоциональное и физическое развитие. Независимо от возрастной группы детей ФГОС предъявляет ряд общих требований к оснащению предметной среды:
Доступность для воспитанников всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс.
Дети должны иметь возможность пользоваться любыми предметами - играми, книгами, игрушками и другими материалами, входящими в перечень предметно-развивающей среды.
В целом, предметная среда должна выполнять свою главную задачу - в полной мере реализовывать образовательный потенциал учреждения.
Оснащение предметно-развивающей среды по ФГОС должно быть построено так, чтобы в процессе образования учитывались индивидуальные особенности и интересы каждого малыша. Для этого среда должна быть разнообразной, включающую различные предметы, стимулирующие физическую активность, а также познавательную деятельность воспитанника.
Предметно-развивающая среда состоит из нескольких частей:
Активный сектор. На него приходится большая часть помещения. Сюда входит уголок игры, физической активности, конструирования, музыкальные и театральные центры.
Спокойный сектор. Занимает сравнительно небольшое пространство. Включает в себя уголок отдыха, чтения, природы.
Рабочий сектор. Для него выделяют четверть всего пространства группы. Здесь организуют уголок творчества, речи, центры познавательной и исследовательской деятельности.
Оформление любого сектора ведется с учетом гендерных интересов. Это касается игровой деятельности и трудовой активности. Чтобы удовлетворить потребности обоих полов, коляски с куклами для девочек и набором слесарных инструментов для мальчиков.
Особенности оснащения предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада
Особенно значимо для детей младшей группы создать комфортную и безопасную обстановку, не лишенную домашнего уюта. Малыши теряют спокойствие при резкой смене обстановки, они любят стабильность в этом плане.
Обеспечиваем воспитанникам разнообразную деятельность
Маленький ребенок - личность достаточно деятельная. Чем разнообразнее деятельность, тем активнее идет развитие малыша. Воспитатели должны организовывать пребывание детей в садике с учетом этого факта. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. При этом совместная деятельность педагога и ребенка позволяет освоить новые виды действий, выступая образцом подражания поведения и отношений. При оснащении предметно-развивающей среды стоит учитывать одновременное присутствие двух-трех детей и одного взрослого.
Окружаем детей предметами различной формы и структуры
Предметы для младшей группы подбирают таким образом, чтобы содействовать восприятию ребятишек, побуждать их к аналитическому мышлению, раскрывать для них способы исследований и действий. Для предметной среды подбирают элементы чистых оттенков, характеризующиеся четкостью форм и разнообразием размеров. При этом особое внимание уделяется качеству материалов. Все предметы должны быть изготовлены из безопасных материалов, ведь здоровье детей на первом месте. Особенно полезны многофункциональные предметы, способные издавать звуки, распространять ароматы. Разнообразие поверхностей помогает детям познакомиться с разными структурами: твердыми и мягкими, гладкими и рифлеными, прозрачными и матовыми.
Развиваем мелкую моторику с помощью дидактических игрушек
Для воспитанников этой возрастной группы хорошим средством для развития мелкой моторики служат специальные дидактические игрушки. Их особенность заключается в том, что они ставят перед малышом небольшую обучающую задачу. Полезно использовать в группе матрешки, пирамидки, шнуровки, мозаики, пазлы. Конструкции этих игрушек помогут ребенку научиться различать разные свойства предметов. Кроме того, в обстановку стоит включить хозяйственные предметы, которые вышли из строя. Это могут быть различные коробки, пластиковые контейнеры с крышками. Пока ребенок примеряет элементы друг к другу, он получает практический опыт в сравнении форм и цветов. Задача педагога в этом случае - закрепить знания малыша. Для этого он придумывает различные задания на подбор схожих или, наоборот, различных элементов.
Располагаем игрушки в доступных местах
Дети из младшей группы лучше воспринимают крупные объекты, что следуют учитывать при оснащении предметно-развивающей среды. Помимо этого, игровые комплекты должны иметь яркий, привлекательный дизайн и располагаться на открытых полках. Примерно раз в неделю их нужно заменять на другие игрушки. Чтобы ребенок рос активным и самостоятельным, все игровое оборудование, которым укомплектована группа, должно быть доступно ему в любой момент.
Развиваем творческие способности
Всем известно, что тяга к творчеству возникает у детей в раннем возрасте. Свои способности дети выражают через изобразительное искусство. Для рисования в ДОУ можно применять разные предметы. Дети могут рисовать на самостирающихся или восковых досках. Реализовать свой творческий потенциал также можно с помощью обычных белых обоев и восковых мелков, которые удобны тем, что не крошатся и марают руки. Достаточно раскатать рулон, закрепить его на стене - и мольберт готов. Еще малышам очень нравится рисовать пальцами, для этого стоит приобрести наборы специальных красок.
Примеряем различные ро и
Чтобы ребенок мог видеть себя среди других воспитанников, следил за своими внешним обликом, движениями, мимикой, в группах целесообразно размещать зеркала. А уголок ряженья с костюмами для ролевых игр и театрализованных представлений поможет ему менять свой внешний вид и перевоплощаться в известных героев. Это, пожалуй, одно из любимым занятий детворы. Если подойти к этому процессу творчески, то можно устроить яркое и веселое шоу. Мебель для уголка ряженья включает в себя полки, ящики, стеллажи, способные вместить множество костюмов, головных уборов, масок, украшений. Кстати будут украшения на стенах в виде картинок с изображением сказочных персонажей.