Елена Гордиенко
Развиваем познавательный интерес у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. В ходе своей работы, увидела проблему у ребят в недостаточном развитии интеллектуального и коммуникативного уровней, в развитии познавательного интереса. Многие дети просто испытывали чувство скованности, застенчивости при ответах на вопросы. С целью решения этой проблемы, в своей работе с детьми, использую элементы ТРИЗ (теория решения и изобретательских задач) - одна их самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольника. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. А так же дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Публикация «Развиваем познавательный интерес у ребенка» размещена в разделах
Придумал эту технологию бакинский ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Для развития у детей творческого мышления, воображения, речи в своей работе использую различные приемы и методы:
Метод «Данетка» - любимая игра детьми. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Игра «Хорошо – плохо» детям предлагаю выбрать к предложенному объекту (предмету или действию) и найти положительные и отрицательные качества данного объекта и учит находить и формулировать противоречивые свойства, анализировать, делать выводы, развивать речь.
В Игре «Наоборот» - хорошо усваивается детьми противоположные значения, что важно для обогащения словаря детей.
Метод «Мозговой штурм» - предлагаю детям изобразительные задачи и нахождение способов решения. Как не промокнуть под дождём? Как выгнать лису из зайкиной избушки. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей, умение вести спор, слышать друг друга, стараются высказывать свою точку зрения. Данный способ стимулирует активность в поиске решения проблемы, дает ребятам осознание того что, что безвыходных ситуаций не бывает, таким образом формируются основы рационального мышления.
Метод аналогий - ребенку предлагаю представить самого себя в качестве какого - ни будь предмета или явления в проблемной ситуации. Развивают познавательный интерес, мышление, воображение и фантазию в поиске аналогии, делают маленькие открытия.
Таким образом, в результате занятий с применение элементов ТРИЗ технологий у детей диапазон воображения, стимулируется его развитее, развивается речь, повышается уровень познавательных способностей. А так же занятия с элементами ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
Совершенствую и развиваю данную методику :
Основным средством работы с детьми использую педагогический поиск. В ходе образовательной деятельности стараюсь не давать готовые знания, а с помощью наводящих вопросов подвести ребенка, чтобы сам нашел ответ, в ходе сюжетно – ролевых игр создаю проблемные ситуации, например, «Лопнуло колесо у машины», «Доктор заболел» и др. Таким образом, учит детей находить свои решения, понять, что безвыходных ситуаций нет. На прогулках с ребятами использую прием, активизирующий детскую фантазию - оживление: «Давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья?». «Представь, что ты птица. О чем мечтаешь? Кого боишься?» Дает детям проявить свою индивидуальность.
Для развития речи в утренние часы провожу обычно беседу, словесные и пальчиковые игры. Особенно нравятся детям игры – интервью, где выступаю в роли корреспондента и задаю вопросы по какой – то теме определенной теме, Например, об осени: Какое время наступило? Как называется ранняя пора? Как называется явление, когда падают листья? С детьми играю в игры «Додумай сказку», «Как помочь героям?»» Придумай другой конец сказки».
Для развития мыслительной деятельности провожу развивающие игры «Дорисуй предмет», «На что похоже?», «Составь картинку из геометрических фигур», для развития памяти и внимания подобрала картинки для игры «Найди сходства и различия». Не последнее место для упражнения ума и пополнения знаний занимают загадки, а так же игра «Отгадай, что я задумала?», где перечисляю качества объекта, а ребята отгадывают. Для обучения детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи – игры упражнения: «Что лишнее?», «Что в начале, что потом?», «Найди лишнее слово». В дидактической игре «Плывет кораблик» - учу детей понимать и закреплять обобщающие слова по темам «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда» и др.
В результате использования элементов технологии ТРИЗ с учетом целей и задач обучения и воспитания, прослеживается положительная динамика развития интеллектуального, коммуникативного, познавательного уровней, что в дальнейшем имеет большое значение в формировании интеллектуальной готовности к школе.