Анастасия Глуздакова
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику вместе с детьми»
▼ Скачать
Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию
В. М. Бехтерев
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности.
Двигательная и речевая функция ребенка так же, как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен.
Для этого нужно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой.
ЧТО ТАКОЕ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мелкую моторику вместе с детьми“» размещена в разделах
Под мелкой моторикой принято понимать элемент двигательной сферы, тонкие точные движения кистями рук и пальцами. В этот тип моторики включается огромное количество всевозможных движений – как несложные жесты, так и сложные движения для рисования или письма.
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ
На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.
Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка:
для младшего возраста (от года до 2 лет) – 3-5 минут ежедневно;
для среднего и старшего дошкольного возраста – 10-15 минут.
Для достижения необходимого эффекта при пальчиковой гимнастике очень важно уделить внимание каждому пальцу.
Упражнение – игра «Ладушки», которая и настроит ребенка на позитивный лад, и поможет ему научиться хлопать в ладони и распрямлять пальцы.
Средства развития мелкой моторики :
массаж кистей рук и пальцев. Массажеры (Су-джок и массажные мячи);
Игры с крупами (пересыпать крупу, спрятать в крупу фигурки/игрушки чтобы ребенок их нашел);
Игры с пластилином, тестом;
Игры с конструктором, мозаикой;
Шнуровки и др.
ПРИЁ МЫ МАССАЖА КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
Поглаживание кисти руки с внешней и с внутренней стороны легкими круговыми движениями;
Растирание ладоней вверх- вниз («Погреем ладошки»);
Массаж подушечек пальцев:
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её.
Массаж фаланг пальцев:
«Огород»
На каждую строку разминается один палец, начиная от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чеснок указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук, и немного горошка мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими гостей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг, огород! большой палец правой руки
Массаж с прищепками: взрослый поочередно бельевой прищепкой «кусает» ногтевые фаланги ребенка.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Массаж мячиком – «ёжиком» :
«Непростой шарик»
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем,
Вверх - вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Когда мы развиваем мелкую моторику детей, очень важно не допустить таких ошибок:
Занятия в те дни, когда ребенок болен или плохо себя чувствует. Некоторые родители, поняв важность пальчиковых упражнений, начинают заставлять ребенка тренироваться каждый день. Однако если ребенок не настроен на занятия, вполне допустимо пропустить пару дней.
Нетерпение. Иногда родители срываются на своего «неловкого» ребенка, которому не удается простое, на первый взгляд, действие. Однако важно помнить о том, что все умения приходят постепенно, ребенок еще не научился как следует управлять своими руками, ему надо помочь, но ни в коем случае не ругать.