Мусатова
Консультация «Развиваем мелкую моторику»
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи детей, совершенствует внимание, память, мышление; облегчает усвоение навыков письма будущими школьниками.
Развитие мелкой моторики происходит ежедневно – это застегивание и расстёгивание пуговиц, плетение косичек, шнурование ботинок, завязывание узелков, перебирание крупы или других мелких предметов. Обратите внимание, владеет ли ваш ребёнок этими навыками. Постарайтесь не делать вместо ребёнка то, что он сам в состоянии выполнить.
Публикация «Консультация „Развиваем мелкую моторику“» размещена в разделах
Развитию моторной умелости способствует и рисование. Можно рисовать карандашом и кисточкой, и, конечно, это правильно. Но как интересно рисовать кончиками пальцев, губкой, ниткой, мелом. И совсем не обязательно использовать белый лист бумаги, а можно взять газеты, обои, пустые коробки, пластиковые бутылки. А ещё можно выложить симпатичный рисунок палочками, пуговицами, камешками или «нарисовать» верёвкой, ниткой. Разнообразие материалов, их необычная форма заставляют ребёнка придумывать что- то новое.
Отдельно следует остановиться на графических работах в альбомах и тетрадях. Эти упражнения способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовят руку ребёнка к письму. Для графической работы выбираются такие объекты, как волны, радуга, клубы дыма. Увлекает детей дорисовывание недостающих деталей у предметов, рисование по точкам, копирование рисунков по клеточкам, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений. Рисование можно сопровождать пением, стихами.
Очень нравятся детям пальчиковые игры, когда им нужно как бы «конструировать» из пальцев различные предметы: «гнездо», «мостик», «очки», «ножницы». Существует множество таких игр, покажите ребёнку несколько, а затем ребёнок будет фантазировать и создавать свои. Предложите ему темы: «лодочка», «дерево», «крыша», «танцы».
Хорошо иметь различные виды мозаик, конструкторов. А можно создать свой «конструктор» из пустых пластиковых баночек, стаканчиков, катушек. Ваш ребёнок с увлечением будет строить города, пирамиды, мосты.
Когда ваш ребёнок подрастёт, научите его пользоваться ножницами и иголкой. Большинство детей обучаются лучше всего тогда, когда они заняты вещами доступными и важными для них. Все материалы и предметы, используемые для развития мелкой моторики, легко найти в вашем доме или поблизости от него. Чаще играйте с вашим ребёнком.
Помните, что тренируя тонкие движения пальцев, вы развиваете речь и мышление вашего малыша.
Игры без игрушек.
Кухонный бассейн.
Любую жёсткую коробку наполнить рисом, или фасолью, или горохом, а можно всё смешать. Дети могут в таком бассейне прятать мелкие игрушки, производить раскопки, строить города.
Игры с пинцетом.
Попробовать с помощью пинцета передать друг другу какой – нибудь небольшой предмет: бусинку, палочку, крышечку, кусочек ватки, ниточку.
Рисунок из манки.
Если вместо карандаша использовать манку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Можно пальцем или палочкой нарисовать узоры, небольшие сюжеты.
Пуговицы.
Пуговицы можно сортировать по цвету, по форме, по размеру. Из пуговиц можно выложить красивый узор, цветок, домик, корзинку, дерево.
Распутай клубок.
Замотайте толстыми нитками маленькую игрушку. Предложите ребёнку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушку. Можно сделать несколько таких клубочков.
Узелки.
Попросите ребёнка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые)
Вырезание.
Дайте ребёнку небольшой кусочек ткани и ножницы. Пусть он стрижёт и режет ткань так, как ему хочется. Даже если он не сможет выстричь что – либо интересное, сам процесс ему доставит удовольствие.
Читаем письма.
Вы ложитесь на живот, а ребёнок рисует вам на спине пальцем какую – нибудь фигуру. Вам нужно догадаться, что он нарисовал. Можно писать буквы.
Рисуем вместе.
Все сидят по кругу. У каждого лист бумаги и карандаш или фломастер. По сигналу (это может быть музыка) все начинают рисовать. Как только музыка останавливается, все заканчивают рисовать и передают свой начатый рисунок по кругу. После того как музыка вновь продолжается, нужно продолжать рисунок, который вам передали. Так можно продолжать, пока листы не вернуться к своим хозяевам. Узнаете ли вы свой рисунок?
Литература:
Беляков Е. А. 365 развивающих игр. .М. ,1999
Топалова Е. Развивающие игры от 3 до 7. М. 2008
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. ,1997