Галина Попкова
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — основной инструмент взаимодействия людей. Однако взрослые часто забывают о том, насколько сложен процесс устной коммуникации, до той поры пока в семье не появляется ребенок, который только учится произносить свои первые звуки и складывать их в слова, а позднее — во фразы и предложения.
Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими.
Таким образом, речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.
Что входит в понятие «развитие речи»?
Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений.
В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок.
Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.
Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.
Этапы формирования речи у ребенка
Любой родитель знает, что речь не развивается одномоментно. Это длительный процесс. В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими.
От рождения до 1 года — доречевой этап
Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.
Данный этап условно делится на стадии:
Стадия гуления
Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».
Стадия лепета
Стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков уже напоминает слоги.
Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Он поворачивает головку, когда его зовут по имени. Активно реагирует ребенок и на все, что слышит. В ответ на обращенную речь гулит активнее, уже пытаясь «общаться».
Стадия липидных слов
Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания.
Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на».
Стадия первых слов
Завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па».
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься
развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают,
что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или
умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по
развитию речи. Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься
развитием речи своего ребенка с самого его рождения?
До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем
может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь
ребенку сделать ее «активной»? Несколько несложных правил, следуя
которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.
1. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что
происходит вокруг, читать книжки.
2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина,
не ням-ням, а кушать и т. д.
3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними
паузу.
4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке.
Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и
не поймет, пока не увидит.
6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их
не запомнит и не воспроизведет.
7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и
медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует
ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие
дети не терпят неудач.
10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча
укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует
сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать,
назвать то, что ему нужно.
Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям,
которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить.
Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации,
родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких
случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с
ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать.
Приведем самые распространенные и эффективные из них.
Упражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
Звукоподражание и артикуляционная гимнастика. Тренировать губы и
язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте
и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки
капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их
облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть
малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к небу.
Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Игры, развивающие речевое дыхание. Как уже упоминалось, очень
полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д.
Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков
бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если малыш
уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты,
покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на
снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за
тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился
через нос.
Помимо упражнений на голосовое подражание и стимуляции мелкой
моторики, в методиках раннего развития речи важное место занимают
занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти, развитию
речевого аппарата ребенка. Игры, развивающие внимание и слуховое
восприятие. Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на
звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.
«Где позвонили?»
Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените
колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают,
малыш должен показать (посмотреть, откуда звенел колокольчик (руку с
колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми
глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
«Узнай по звуку».
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить
характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.).
Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к
различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому
попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и
пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите,
какой предмет звучал.
Упражнение на понимание речи. «Зайчики». С годовалым ребенком
уже можно поиграть в такую игру. Ведущий говорит: «Давай поиграем в
веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения».
Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего
возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции
ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь
самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому,
используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за
настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех
психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной
связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые
главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов
родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно
слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке,
который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет
сказать. В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он
испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не
только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно
строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и
явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные
пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его
кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных
нарушений речи у ребенка? У ребенка врожденные пороки развития органов
речи : расщелины губы и неба. К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни
одного осмысленного слова. Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не
видит ваших губ. Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на
собственное имя. У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не
использует их для общения даже с самыми близкими людьми. В речи
наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов,
нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком. В этих случаях необходимо
обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды,
асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.
Тем детям, которые даже после занятий в домашнем окружении так и
не приобрели в достаточном объеме речевые навыки, всегда придут на
помощь профессиональные педагоги: логопеды, психологи и невропатологи.
Поэтому никогда не нужно переживать, опускать руки и расстраиваться по
этому поводу. Любовь к своим детям, доброе и заботливое отношение к ним,
терпение в достижении результатов непременно дадут свои плоды, и малыш
постоянно будет радовать окружающих красивой, четкой и правильной
речью.
Список литературы:
1. Приходько О. Г., Югова О. В. Как научить малыша говорить. Москва
Каисса 2010.
2. Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить: от рождения
до трех лет. СПб., 2006.
3. Найбауэр А. В., Кузнецова И. В. Развиваемся вместе с мамой. // Детский
сад от А до Я. – 2014. - № 5 (71). – С. 68-72.