Елизавета Сюсюкало
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ с использованием светового стола
▼ Скачать
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ с использованием светового стола
В соответствии с ФГОС ДО реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Одной из таких форм является песко-терапия, способствующая нормативному развитию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.
Публикация «Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ с использованием светового стола» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
Проблемой развития навыка звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ, занимались такие ученые как, Е. В. Колесникова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и другие [1,2,3].
Дети часто сталкиваются с проблемой разделения слова на основные элементы, которая заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить их от согласных. Для того чтобы написать слово, ребё нок должен проделать несколько операций: разделить слово на звуки, определить их порядок, соотнести каждый звук с буквой, то есть провести звуко-буквенный анализ.
Звуко-буквенный синтез – это противоположное понятие, заключающееся в соединение отдельных звуков или букв в слово.
Актуальность проблемы развития навыка звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в будущем служит залогом успешного формирования учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Именно поэтому развитие звуко-буквенного анализа и синтеза является необходимым условием в развитии речи дошкольников с ОВЗ. Профилактика нарушений чтения и письма – актуальная проблема в современных условиях научно-информационного прогресса.
Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Дети могут испытывать затруднения в усвоении материалов по математике, чтению и другим предметам.
Звуко-буквенный анализ и синтез должны основываться на устойчивом фонематическом восприятии, что чаще всего нарушено у детей с ОВЗ. Однако большинство детей с ОВЗ к моменту поступления в школу свободно выделяют в словах лишь первый и последний звук и не могут последовательно выделять звуки. Поэтому в логопедической работе очень важно начинать обучение звуко-буквенному анализу и синтезу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.
Современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетическим, суть которого заключается в знакомстве сначала со звуками родного языка, потому что, не владея, знаниями о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а, зная алфавит, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
Таким образом, при обучении, как чтению, так и письму, исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное слово, понимаемое ребенком.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения [4]
Использование на логопедических занятиях светового стола для рисования песком предметов на заданный звук, позволит осваивать звуки в процессе деятельности, что будет способствовать развитию звуко-буквенного анализа и синтеза. Работа с песком способствует интенсивному развитию :
- тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- готовит руку ребенка к письму;
- познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, логического мышления, пространственного воображения, саморегуляции;
- творческого потенциала, умении находить нестандартные решения;
- активности и расширении жизненного опыта;
- коммуникативных навыков;
- формировать установку на положительное отношение к себе и чувствовать себя более уверенным;
- снимает мышечное напряжение;
- помогает нормализовать эмоциональное состояние, снять стресс, снизить нервно-психическое напряжение;
- мотивирует ребенка к получению новых знаний и экспериментированию;
А также это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть, шершавость, создают благоприятные условия для релаксации. Рисование пальцами обеих рук, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе обоих полушарий головного мозга, раскрепощает и гармонизирует человека [5].
1. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. ,2002.
2. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. ,
1991.
3. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. М. : АРТКТИ, 1996.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 2004
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. - СПб. : Речь, 2005 -340 с.