Светлана Головина
Конспект занятия по развитию эмпатийных чувств у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Развитие эмпатийных чувств у дошкольников
Умение понимать чувства других («эмпатия») – источник благополучного общения.
Чтобы овладеть эмпатийными чувствами собеседника, мы должны научить ребенка:
произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает (чтобы понять образ собеседника);
различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, чтобы определить отношение к образу собеседника.
Публикация «Конспект занятия по развитию эмпатийных чувств у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Однако, не менее важным для общения является умение управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения.
Для того, чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
различать и сравнивать мышечные ощущения;
определять соответствие характера ощущений («напряжение – расслабление», «тяжесть – легкость» и др. , характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила – слабость», «резкость – плавность», темп, ритм);
менять характер движения, опираясь на контроль своих ощущений.
Овладев начальными навыками саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение, реализовать себя как творческую личность.
Важно, чтобы обучение проходило в игровой форме, «теплой» атмосфере, при добровольном и равноправном сотрудничестве со взрослым.
Беседа с детьми "Все мы разные, как и мнообразны наши настроения и эмоции"
Ход беседы:
- Ребята, как вы думаете, люди похожи друг на друга или они все разные по настроению, характеру, по поведению? (ответы детей)
- Об одном человеке мы можем сказать, что он веселый, общительный, у него всегда приятная улыбка, которая располагает к общению. А другой любит уединение, часто бывает задумчив, он как бы разговаривает сам с собой. О таких людях говорят – мечтатель.
Человек может быть сердитым, добрым, рассеянным и т. д.
- А как вы думаете, один и тот же человек всегда одинаков или он может меняться в разных ситуациях? (ответы детей)
- Да, в зависимости от обстоятельств ваше настроение может меняться, один и тот же человек может быть радостным и сердитым, веселым и грустным. А наше лицо – это зеркало настроения, оно выражает эмоции, чувства, которые присущи нам в данный момент.
Практическая часть:
Настроения:
грусть – радость (дождь за окном, одиночество – мама пришла с подарком);
удивление («Шляпа» Носова);
страх (темная комната, гроза, одиночество);
брезгливость (как грязно, сказки: «Гадкий утенок», «Дюймовочка»);
восторг, радость (едем на море);
задумчивость, мечтательность (первый бал Золушки);
злость (отняли игрушку).
Музыкальные игры и этюды
Этюд «Большие и маленькие птицы»
(муз. Майкапар «В садике»,муз. Газизова «День в сентябре»)
Программное содержание: провести с детьми предварительную беседу-наблюдение о характерных особенностях поведения больших (лебеди, журавли) и маленьких (воробушки) птиц.
Прослушать пьесы. Предложить детям с помощью имитационно - подражательных движений передать образ весело прыгающих суетливых воробушков и величественных с широким махом крыльев журавлей.
Этюд "На берегу моря" (можно использовать как игру-мидитацию)
Выполняется под музыку спокойного, релаксирующего характера, влючающую «звуки природы» (шум моря, крик чаек).
Программное содержание:
прочувствовать настроение музыки, подключив творческую фантазию и воображение, передать соответствующее музыке состояние с характерными эмоционально-выразительными позами («играем с песком», «нежемся на солнышке», «загораем», «смотрим на солнце через цветное стеклышко», «играем с морской волной» и т. п.)
Музыкальный руководитель может сопровождать исполнение словесными комментариями:
- Лаковое солнышко нежно гладит наше тело, мы спокойны и расслаблены, набегающая волна обдает нас легкой прохладой, создавая ощущение радости и комфорта.
Игра «Веселый мяч» (вариант на участке)
Цель: развивать эмпатийные чувства, творческую самостоятельность детей, учить передавать различные состояния с помощью мимики и жестов.
Описание:
Дети стоят в кругу, в середине – взрослый с мячом в руках. Взрослый произносит:
Наш веселый звонкий мяч,
Радостно пустился вскачь.
На чьи ладошки мячик ляжет,
Тот «эмоцию» покажет.
Под музыку М. Глинки («Детская полька» I часть), взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч обратно взрослому (по музыкальным фразам).
С окончанием музыки, ребенок, в руках которого оказался мяч, показывает «эмоцию».
Дети отгадывают, кто первым правильно называет показанную эмоцию, становится ведущим.
Игра повторяется с новым ведущим.
Э. Э. Григ «Шествие горного короля»
Программное содержание:
В соответствии с контрастным характером музыки, передать в выразительных танцевальных и пантомических движениях образы «колючек» и «цветов».
Описание движений: Дети стоят врассыпную. С началом звучания первого музыкального отрывка «Шествие горного короля» Э. Грига, дети при помощи различных танцевальных движений, характерных жестов и мимики, изображают «злых», «безобразных» колючек (тело и руки – напряжены, движения – резкие, жесткие). Со сменой музыки: передают в движении танцевально-игровой образ распустившихся цветов (движения рук и тела плавные, мягкие, гибкие). Смену музыки повторить 2-3 раза.
Методические рекомендации: с детьми проводятся подготовительные упражнения на определение различных эмоций «Злость – радость», «отвращение – мечтательность» и. т. п. ; упражнения на внутреннее ощущение мышечного тонуса – «напряжение и расслабление»; «самолеты» - «положи руки на подушку»; «мороженое в морозилке» - «мороженое растаяло».