Татьяна Михайловна Широбокова
Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
▼ Скачать
Тема эмоционального интеллекта привлекает в последнее время все больше внимание психологов и педагогов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время проблема эмоциональной, нравственной культуры поведения подростков остается актуальной. Для подростка очень важно научиться взаимодействовать в коллективе с другими детьми и взрослыми, получить собственный опыт социального взаимодействия и умения выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, иметь представления о выражении собственных эмоций, владеть способностью управлять своим эмоциональным состоянием. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет эмоциональное развитие детей как приоритетное и направленное на формирование эмоционального интеллекта. Стандарт направлен на решение проблем в области социального воспитания, которое достигается через усвоение детьми норм и ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействие подростка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. Л. С. Выготский утверждал, что развитие эмоций происходит совместно с развитием мышления, между этими двумя процессами существует закономерная связь и одно не может существовать изолированно от другого. Эмоция, по мнению психолога, одна из составляющих мышления. Проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций детально изучались в исследованиях С. Л. Рубинштейна.
Что же такое эмоции и какие их отличительные признаки? Прежде всего, эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Кроме того, эмоции отличаются полярностью: удовольствие - неудовольствие, радость - грусть, любовь - ненависть, гордость - унижение и т. п.
Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Что такое «эмоциональный интеллект» и зачем его развивать? Успешность самореализации молодого человека в современном обществе определяется уровнем его эмоционального интеллекта. Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%.
Воспитатель может и должен использовать новые технологии по развитию эмоционального интеллекта в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
В своей работе я стараюсь активно применять возможности современных информационно-коммуникационных технологий.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование работающих технологий развития эмоционального интеллекта, я поставила перед собой следующие задачи:
-Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
- Внедрить технологии развития эмоционального интеллекта в воспитательно - образовательный процесс;
- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт через открытые занятия, публикации, выступления на МО, педсоветах;
- Создать условия для транслирования опыта через организацию работы сайта и блога педагога;
- Способствовать формированию у детей умений и навыков в сфере коммуникации, развитию творческого потенциала, психических процессов, мышления, восприятия, памяти, формированию активной жизненной позиции в современном обществе.
Ушинский был убежден, что человек может иметь влияние на воспитание своих чувств, может развить одни чувства и задержать распространение других. «. Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти; напротив, по чувствам он должен судить об успехах нравственного воспитания» «Только в чувствах, - высказывается различная оценка нами вещей, и только из этой оценки выходят наши желания и отвращения и, следовательно, внутренние поступки. Они-то образуют собственно срединный пункт для всего практического и для человеческого образования. Из взаимного притяжения этих практических чувств образуются те движущие силы, которые мы называем склонностями и направляется жизнь человека».
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж воспитателя. В системе образования профессия воспитателя является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность воспитателя— это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
Инновационная деятельность по использованию технологий по развитию эмоционального интеллекта положительно повлияла на уровень моей компетентности