Ирина Картамышева
Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире для решения проблем экономического, политического, нравственного и культурологических кризисов необходимо развитие эмоционального интеллекта личности. Важно, чтобы человек умел воспринимать и распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей, эмоционально благоприятствовать, управлять своим собственным эмоциональным состоянием, быть социально чутким, уметь управлять эмоциями и отношениями других людей в целях решения практических задач.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развитие эмоционального интеллекта хорошо начинать в старшем дошкольном возрасте, ведь уже в этом возрасте малыши учатся управлению своими собственными эмоциями и эффективному взаимодействию с другими людьми.
Предлагаю этюды и игры для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Этюд «Прогулка»
Этюд «Прогулка» поможет закрепить воспроизведения различных эмоций (удовольствие, радость, удивление).
Ход: Дети представляют себе летний день, весело гуляют. Вдруг пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали домой вовремя, началась гроза. Дождь перестал, гроза прошла. Дети вышли на улицу, бегают по лужам, смеются.
Этюд «Битва»
Этюд «Битва» закрепит воспроизведения различных эмоций (страх, радость, гордость).
Ход: Попросить одного ребёнка изобразить Ивана-царевича, второго – Змея Горыныча (кисти рук – это головы Змея). Идёт сражение. Иван-царевич одерживает победу над Змеем Горынычем. Змей Горыныч повержен.
Игра «Волшебный стул»
Игра «Волшебный стул» поможет развить навыки взаимодействия, достичь положительного самоощущения, выражать позитивные эмоции, способствовать повышению самооценки детей.
Ход игры: Попросить одного ребенка сесть на «Волшебный стул», остальные дети по очереди говорят ему комплименты, хорошие слова, заканчивая предложение: «Коля, ты (добрый, старательный, веселый)». Можно погладить, обнять, ребенка.
Игра «Разноцветный букет»
Игра «Разноцветный букет» научит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость, счастье, удовольствие.
Ход игры: Дети надевают себе на голову короны из цветов. Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно этот цветок и находит себе другой цветок из детей для букета, объясняя свой выбор. Затем все дети-цветы объединяются в один большой «букет», устраивают хоровод цветов или вместе танцуют под веселую музыку.
Игра «Шкатулка счастья»
Игра «Шкатулка счастья» поможет ребенку создать в воображении свою коробочку счастья, развить творческое воображение.
Попросите ребенка сложить в «Шкатулку счастья» все, что ассоциируется у него со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание, подробно обсуждая с ним его эмоции, например:
Зрение (счастливая улыбка ребенка, веселый смайлик).
Слух (шум моря, пение птиц).
Вкус (сладкий арбуз, вкусная клубника).
Обоняние (ароматы цветов).
Осязание (объятия родного, любимого человека).
Использовать для этой игры различные предметы или карточки, с изображением веселых смайликов, фруктов, сладостей, животных, птиц, цветов, природы.
Игра «Цветной снег»
Игра «Цветной снег» развивает мышление, творческое воображение, способствует самовыражению детей.
Набрать в тазик снега и предложить детям в нем слепить крепость, город, домик и раскрасить его гуашью. После попросить детей составить рассказ о том, что получилось.
Игра «Школа плохого поведения»
Игра «Школа плохого поведения» способствует проявлению истинных чувств ребенка; предоставляет ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации.
Предложить детям поиграть в «школу плохого поведения». Эта школа — особенная. В ней учатся животные. Здесь учат плохим привычкам, где ставят за это хорошие отметки. Каждый ребенок становится учеником этой школы. Он сам решает, каким животным он является. Соответственно, он осуществляет какие-то действия, например, говорит, как лает собака, движется особым образом и т. п. Каждый ребенок должен демонстрировать именно плохое поведение. Например, он может сказать: «Давайте, ущипнем кого-нибудь или поставим синяк».
«Интервью»
«Интервью» способствует повышению самооценки детей, помогает исправить свои недостатки в поведении.
Предложить ребенку представить, что перед ним микрофоны, рампы, телекамеры. Задать ему вопрос, что он может рассказать о себе людям?
• А как называют тебя друзья, родители?
• А какое у тебя первое воспоминание о себе, когда ты был совсем маленьким?
• А что же было еще?
• А что лучшее с тобой произошло за последнее время?
• Самый счастливый момент в твоей жизни?
• Если тебя спросят, что ты за человек, то ты ответишь?
• Что тебе больше всего нравится в себе?
• Что бы ты хотел в себе изменить?
После предложить ребенку подумать о своих недостатках и постарайся исправиться.
Развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте помогает детям правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, понимать чего желают и в чем нуждаются другие люди, не поддаваться стрессу, а это помогает им в будущем стать успешными, счастливыми.
Список используемых источников.
1. Пазухина И. А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. - С. П. б. : детство - Пресс, 2004.
2. Алферова, М. А. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций / М. А. Алферова, И. Л. Аристова // Universum : психология и образование. – 2017. – № 12. – С. 19-25.
3. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
4. Аникина, А. П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А. П. Аникина, М. С. Барабанова // Наука и школа. – 2020. –
№ 3. – С. 197-204.