Светлана Фесенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому в образовательной деятельности включаются занятия с пластилином, рисование красками, карандашами, вырезанием из бумаги, прослушиванием сказок и классической музыки.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Уже изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Восточная мудрость говорит, что "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Каждая линия и каждый цвет имеют свой характер, свое настроение. Ребенок передает с их помощью все, что у него происходит внутри. Все это указывает на то, что нетрадиционная техника рисования- есть ни что иное, как педагогическая арт-терапия, которая тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей развития эмоционального интеллекта.
Здесь эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
• -интеллектуальному развитию ребенка;
• - коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
• - развивает уверенность в своих силах;
• - развивает пространственное мышление;
• - учит детей свободно выражать свой замысел;
• - развивает мелкую моторику рук.
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности. Давно известно, что с помощью сказки маленький человек учится самоконтролю, преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный мир. Рисуя, ребенок учится самовыражению, развивается творчески. Работая с пластилином, ребенок развивает мышление и воображение. А музыка помогает расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Совместные занятия с бумагой и выполнение коллажа учат детей сплочению, сотрудничеству.
Итак, арт – терапевтические подходы используемые в программе, способствуют благоприятному развитию личности и эмоционального интеллекта детей. Используются следующие виды арт-технологий : изотерапия, цветотерапия, игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия.
Поэтому изобразительная и художественно-продуктивная деятельность есть ничто иное, как опосредованное развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. В этой деятельности создаются условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное, происходит гармонизация состояния, приобретение уверенности в собственных силах, самореализация, развитие эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности, где дети приобретают навыки взаимодействия.