МААМ-картинки

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Людмила Тихонова
Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоционально-волевой сферы личности, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это главный этап развития познавательных процессов ребенка. Охарактеризовать его можно совершенствованием ощущений, представлений. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Эмоционально-волевая сфера личности – это познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, способность мобилизироваться, проявлять упорство, настойчивость, целеустремленность и т. д. [Шипицина, 2014].

Благодаря освоению социальной обусловленности эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления. Это способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности.

Личностная сфера ребенка включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э. Эриксона, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении [Кондакова, 2016].

Эмоциональная сфера личности включает в себя два компонента, которые связаны между собой. Одно понятие – это эмоции и чувства. А второе – воля. Эти понятия свойственны всем живим существам. Они проявляются в мимике, жестах, позе, внутренних переживаниях, и т. д.

Эмоции протекают в форме переживания и отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнидеятельности человека и являются частью психологических процессов.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Самые важные моменты в воспитании у детей воли – это включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, которые управляют деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону поступков, которые совершаются.

Интеллектуальное развитие ребенка тесно взаимосвязано совершенствованием волевой регуляции. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому практически невозможно воспитывать у ребенка волю отдельно от его психологических особенностей. В противном случае вместо воли и настойчивости, как несомненно положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность [Можейко, 2009].

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, потому как развитие происходит под влиянием и внешних и внутренних факторов. Социальная среда, в которой находится ребенок, относится к факторам внешним. Внутренние факторы – это прежде всего особенности его физического развития, наследственность и т. д [Гусова, 2013].

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого из этапов характерен определенный уровень нервно-психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются как поведенческие, эмоциональные так и характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Именно данные особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

Возраст 7 лет сопровождается уже более глубоким осознанием своих внутренних переживаний, в основе которых формирующийся опыт социального общения. В данный период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции ребенка. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики [Колесникова, 2010].

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка [Крюкова, 2007].

Нами были подобраны следующие диагностические методики:

Методика «Цветовой тест эмоциональных состояний»

С помощью цветового теста можно определить настроение ребенка во время занятия. В основе данного теста лежит тест Люшера. На успешность деятельности ребенка может повлиять плохое настроение ребенка или плохие взаимоотношения с преподавателем.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представлены на рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д. ;

Методика «Эмоциональные Лица»

Методика «Эмоциональные Лица» была разработана в 1993 году Н. Я. Семаго. С помощью той методики можно дать оценку эмоционального состояния, так же можно исследовать межличностные взаимоотношения. Так же можно выявить эмоциональные «зоны» в общении с детьми или взрослыми. Для проведения методики используются две серии изображений с эмоциональной лицевой экспрессии;

Схема наблюдения за поведением ребенка

За основу данной схемы была взята схема наблюдения за поведением ребенка. Целью данной схемы является наблюдение за эмоциональным поведением ребенка и фиксирование полученных данных. Основными показателями этой схемы являются: негативизм, заторможенность, обидчивость (эмоциональная неустойчивость, конфликтность, эмоциональная отгороженность, дурачество, нерешительность, страхи, тревога, дефицит внимания, агрессивность.

Список литературы

Гусова А. Д. Формирование интеллектуального, мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе средствами коррекционно-развивающих занятий : автореф. дис. … к. псих. н. – М., 2013. – 21 с.

Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 310 с.

Кондакова Я. А. Психологические особенности готовности детей к школе // Психологические науки. 2016. №5. С 11 – 24.

Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Генезис, 2007. – 208 с.

Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А. В. Можейко. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Шипицина Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. – М. : Владос, 2014. – 423 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 09:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тихонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД