Галина Сердюк
Развитие элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века. В период новых технологий и стремительного прогресса в современном мире на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности, и поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Математические способности – это умение мыслить логически.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школьному обучению. А это значит, они станут успешными в будущем и востребованными обществом. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Одним из эффективных способов развития математических способностей являются интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.
Основными задачами по развитию интеллекта являются :
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников: (анализ, сравнение, классификация, обобщение, развитая доказательная речь).
2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения у детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
При организации предметно-развивающей среды в группе мы руководствовались Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде : обеспечить условия развития детской инициативы. С целью стимулирования интеллектуального развития детей был собран и изготовлен материал занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр математического содержания по всем разделам ФЭМП:
- карточки с эвристическими заданиями;
- наборы геометрических фигур, геометрические тела;
- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков;
- модели, макеты, мнемотехнические карты;
- подборки нетрадиционных задач и вопросов;
- кроссворды, головоломки,
- тетради с заданиями;
- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;
- палочки;
- наборы цифр
- игровой дидактический материал и многое другое.
Из всего разнообразия интеллектуальных игр в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, словесные, ролевые и развивающие игры.
Интеллектуальные игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Я хочу познакомить вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть:
- Интеллектуальные дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи, а может в качестве закрепления пройденного материала.
- Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений из геометрических фигур. Это игры головоломки – танграм, пентамино, сложи квадрат, и др.
Такие игры способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
В утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
В настоящее время продолжаем обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот.
• «Разложи правильно»
• «Какой цифры не стало?»
• «Назови соседей числа»
• «Загадочные числа»
• «Математические весы»
Играя в такие игры дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия, закрепляют умение соотносить число с цифрой;
На прогулке при проведении наблюдений даем детям задание сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, сосчитать ступени и т. д.
Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Дети с удовольствием играют в игры - назови скорее, дни недели, неделька, стройся!
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, далеко, близко.
Детям даем задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул и др. В своей работе мы используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Игры на классификацию фигур: Сколько ты видишь треугольников, квадратов и т. д. «Каждая фигура на свое место»
Используем и словесные игры на развитие временных представлений : (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
В самостоятельной деятельности детей используем настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками.
Игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей: это коллажи, веселые ладошки, найди 10 отличий и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Решаем и проблемные ситуации. Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?», Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую педагогом фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет.», «Если сестра младше брата, то брат.» и др.
Включение мнемотаблиц в образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет детям запомнить сложный материал, удерживать интерес, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением.
Эвристические игры рассчитаны на развитие логических связей, которые должен устанавливать ребенок в процессе своего становления. «Эвристический» — означает помогающий выяснить или обнаружить нечто методом проб и ошибок.
Ценность такого обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач. Например:
Подумайте и запишите, какую цифру вы считаете:
- самой красивой-
- самой веселой-
- самой важной-
- самой счастливой-
Игры на вживание в образ: «представь, что ты треугольник. Какой ты? Что у тебя есть? С кем ты дружишь? Что ты умеешь делать?
Большой интерес у детей вызывают игры – ЛАБИРИНТЫ, увлекают детей и занятия в виде путешествий-квестов. Квест - игры объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений
Казуальные игры — это познавательные компьютерные игры, предназначенные для широкого круга пользователей. Казуальные игры отличаются простыми правилами и не требуют от детей особой усидчивости, затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков.
Мы рекомендуем играть в такие игры дома.
Игры на развитие тактильных ощущений, моторики, на создание целого из частей:
• «Узнай на ощупь»
• Мозаики
• Чудесный мешочек
• Пазлы
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”.(дней недели; предметов треугольной формы; цифр и т. д.) Она учит классифицировать и обобщать. Это задания на закрепление знаний, полученных ранее.
Игры с заданиями на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов, геометрических фигур или цифр. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Читая книги, мы учим различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала, потом». Можно использовать сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие.
В заключительной части занятия по математике и в свободное от занятий время, мы с детьми выполняем упражнения в тетрадях в клеточку, в которых мы отражаем пройденные на занятиях цифры, геометрические фигуры, последовательность чисел: соедини точки по порядку и узнаешь кто получился, или раскрась по цифрам, продолжи узор и другие. Такие упражнения вырабатывают у детей умение мыслить логически, развивают зрительный контроль за действием руки, совершенствуют графические навыки.
Во время бесед с родителями, мы рекомендовали им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывали, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» Что умеют счетные палочки? И многие другие
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: что интеллектуальные математические игры — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, без чего невозможно успешное обучение в школе.