Алена Шумилова
Развитие волевых качеств в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.
Публикация «Развитие волевых качеств в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Речевые игры для развития нравственно-волевых качеств у дошкольников.
«С кем я подружился»
Возраст : 3-5 лет.
Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.
Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.
Ход игры.
Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков — запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.
Примечание. В игре участвует столько человек – сколько отверстий в коробке.
«Узнай по хлопку»
Возраст : 5-6 лет.
Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.
Ход игры.
Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать; но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.
«Смелые – трусливые»
Возраст : 2-4 года.
Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.
Ход игры.
Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (мышонка, медведя, а затем поделиться своими впечатлениями.
«Жизнь в лесу»
Возраст : 4-5 лет.
Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, развивать навыки неречевой коммуникации.
Ход игры.
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) : Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.
Использование подвижных игр вырабатывает у детей старшего дошкольного возраста выдержку, дисциплинированность, самостоятельность и упорство.
«Зайцы в огороде». В игре принимают участие все дошкольники. На площадке начерчено два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга 4 м, а внутреннего - 2 м. Водящих – «сторожей» выбирают либо одного, либо двух. Данный выбор зависит от количества детей. «Сторожа» находятся во внутреннем круге (огороде, остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняет их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож, и игра начинается снова. В этой игре у детей вырабатывается решительность, дисциплинированность, ответственность.
«Космонавты». По углам и сторонам площадки начерчено 5 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» нарисовано 4 кружка – «ракеты». Сбоку каждого «ракетодрома» написаны маршруты:
3 - Л - 3 (Земля - Луна - Земля) 3 - М - 3 (Земля - Марс - Земля)
3 - Н - 3 (Земля - Нептун - Земля) 3 - В - 3 (Земля - Венера - Земля)
3 - С - 3 (Земля - Сатурн - Земля)
В начале игры внимание детей направлено на выполнение правил: начинается игра - только по установленному сигналу взрослого; разбегаются - только после слов: «Опоздавшим - места нет!». Играющие, взявшись за руки, в центре площадки идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Как только произнесется последнее слово, все разбегались по «ракетодромам» и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось совершить три полета. В игре формируются такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
«Компас». На земле нарисован круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написано согласно направлению буквы «С» (север, «Ю» (юг, «3» (запад, «В» (восток). Сразу перед игрой разъясняют правила: игру начинают по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будет начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, необходимо попросить двух человек повторять эти правила. После этого детям предложить стать спиной к центру круга, и слушать команду воспитателя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!». По команде: «Юг!» все должны повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависит от того, в каком положении находится тот или иной игрок. Руководитель подает различные команды, и дети принимают соответственные положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону, получает штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирает меньше штрафных очков. Игра воспитывает честность (дети сами считают штрафные очки, упорство (надо стараться четко выполнять команды, не ошибаться, выдержку.
Существует вариант систематизации игр и упражнений, рассчитав их на использование в течение всего учебного года и распределив по месяцам. Предполагается, что в течение учебной недели будет проводиться с детьми по одной игре из каждого раздела: подвижная, сюжетно-ролевая и дидактическая на усмотрение педагога.
Например, СЕНТЯБРЬ. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Быстро возьми, быстро положи». Задачи: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту; способствовать формированию настойчивости, дисциплинированности. Ход игры: дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал: «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется, пока не останется один игрок.
«Волк во рву». Задачи: учить детей перепрыгивать ров с разбега, развивать ловкость, быстроту движений; способствовать формированию настойчивости, организованности. Ход игры: на середине площадки проводится две линии на расстоянии одна от другой - это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы располагаются в доме, волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу – «козы домой», перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя из рва, ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные игроки отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк назначается другой.
«Гори-гори ясно». Задачи: развивать выдержку и ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге, способствовать формированию инициативности, дисциплинированности. Ход игры: игроки выбирают одного ведущего. Все остальные становятся парами друг к другу. Ведущий стоит перед колонной лицом к игрокам. Он говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло, Птички летят, Колокольчики звенят! После этих слов последняя пара отпускает руки, игроки бегут один по правой, другой по левой стороне колонны, а ведущий старается поймать кого-то из них до того, как игроки схватятся за руки. Беглецы должны убежать от ведущего, схватиться за руки и стать в начале колонны перед первой парой. Если же ведущий словит одного из них, то становится с ним перед всеми парами. А тот, кого не поймали, становится ведущим и игра продолжается. Опять бежит последняя пара, а ведущий догоняет одного из них. Если пара смогла сомкнуть руки, ведущий остается тот же и игра продолжается.
«Не попадись». Задачи: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд-назад, развивать ловкость, способствовать формированию настойчивости, организованности. Ход игры: дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивают по мере приближения «ловишек». Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
«Детский сад». Задачи: закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работников детского сада, воспитание интереса и уважения к их труду, развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь, развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре, способствование формированию инициативности, самостоятельности, организованности. Игровые роли: врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар. Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, музыкальный зал, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
«Семья». Задачи: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др., содействие формированию инициативности, самостоятельности, настойчивости. Игровые роли: дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра. Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др., игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д. В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что будет делать на празднике. Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа».
«Путешествие по городу». Задачи: формирование умения творчески развивать сюжет игры, знакомство с трудом ДПС, закрепление знаний ПДД. Способствует формированию инициативности, самостоятельности, организованности. Игровые роли: милиционеры, водители, пешеходы, дети. Ход игры: воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью ознакомления с достопримечательностями города, постройками, с работой милиционера и т. д. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы. Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ДПС», рули для водителей, светофор и т. д. Далее педагог может предложить детям соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, предметы (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу. В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.
«Супермаркет». Задачи: научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь, способствовать формированию инициативности, самостоятельности, настойчивости. Игровые роли: менеджеры, кассиры, покупатели, охранники, директор, администратор. Ход игры: примерные игровые действия: приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Мостик». Задачи: развивать взаимное доверие в детях, прививать им чувство взаимовыручки, способствовать формированию инициативности, организованности. Ход игры: игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника — провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать. Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.
«Говори по сигналу». Задачи: развитие навыков произвольной регуляции, способствование формированию дисциплинированности, организованности. Ход игры: дети сидят в кругу, воспитатель по очереди каждому задаёт вопрос о чём угодно (о любимых игрушках, что делал вчера, о чём мечтает, что хочет получить на день рождения и т. д.). Отвечать на вопрос можно только тогда, когда ребёнок увидит определённый условный сигнал (кивок, хлопок в ладоши, подмигивание).
«Репка». Задачи: развитие внимания, памяти, способствование формированию организованности, настойчивости. Ход игры: дети рассказывают сказку «Репка» по одному предложению друг за другом по кругу. При этом заменяют названия и имена главных персонажей следующим образом: Репка — два хлопка в ладоши; Дедка — слова «кхе-кхе»; Бабка — «ой-ой»; Внучка — «ля-ля»; Жучка — «гав-гав»; Кошка — «мур-мур»; Мышка — «пи-пи». Здесь главное не ошибиться и не пропустить момент сказать нужное слово. Вместо сказки «Репка», можно взять и любую другую русскую народную сказку («Колобок», «Теремок»).
«Знаем, знаем!». Задачи: развитие внимания, памяти, способствование формированию настойчивости, дисциплинированности. Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!». «Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло».
Представленные игры являются эффективным средством развития общения и нравственно-волевых качеств дошкольников. Развиваются волевые качества : умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.