Демина Вера Сергеевна
Развитие внимания ребёнка — дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем развития различных психических функций, среди которых ведущее место занимают восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь, внимание.
Внимание связано с интересами, склонностями человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.
Публикация «Развитие внимания ребёнка — дошкольника» размещена в разделах
В 5 – 6 лет – ребёнок:
- выполняет задание не отвлекаясь в течение 10 – 12 минут,
- удерживает в поле зрения 6 -7 предметов,
- находит 5 - 6 отличий между предметами,
- выполняет самостоятельно задания по предложенному образцу,
- находит 4-5 пар одинаковых предметов.
В 6 – 7 лет - ребенок :
- выполняет задание не отвлекаясь около 15 минут,
- удерживает в поле зрения 8 -10 предметов,
- находит 5 - 6 отличий между предметами,
- выполняет самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу,
- копирует в точности узор или движение.
Если у ребенка недостаточно развито внимание, то будет страдать уровень успеваемости в школе.
Для дошкольников характерно непроизвольное внимание, то есть возникающее как бы само собой, без усилий воли. Оно вызывается привлекательными предметами, яркими, эмоциональными, теми, которые вызывают интерес.
Постепенно с возрастом начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует волевых усилий для своего возникновения. Ребенок делает то, что необходимо в данный момент, а не то, что хочется. Ребёнку можно помочь в развитии внимания. Для этого существуют различные игры и игровые упражнения. Многие из них знакомы родителям.
Развитие зрительного внимания
НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
СКОЛЬКО ЧЕГО?
Ребенка просят найти в комнате как можно больше предметов, например, стеклянных или металлических, круглых, или белых.
ДОРИСУЙ
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Например: дом без окон, машина без колес и т. п.
ЗАЧЕРКНИ
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
СОСЧИТАЙ ДО 10
На листе бумаги предварительно пишутся вразбивку числа от 1 до 10. Ребенок под присмотром взрослого ищет цифры от 1 до 10 по порядку. При этом засекается время. Это упражнение тренирует внимание и восприятие. Его можно повторять не один раз, постоянно улучшая результат.
КОРРЕКТОР
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок, поощряйте его за прогресс.
РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по картинке, ребенок отвечает на них.
Развитие слухового внимания
ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
УХО-НОС
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ПОПУГАЙЧИКИ
Вы произносите слова или имитируете голоса животных. "Попугайчик" повторяет слова и голоса с такой же интонацией, как и у вас.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
Заранее договоритесь с ребенком, что по команде "Зайчики" - надо прыгать, "Лошадки" - скакать, "Раки" - пятиться, "Птицы" - махать руками, "Аист" - стоять на одной ноге. Играет музыка, малыш выполняет различные танцевальные движения, но по команде начинает действовать так, как договорились перед игрой.
ПОСЛУШАЙ СЛОВА. Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши, птицы – взмахни руками, дерева – положи руки на колени.
ДА И НЕТ
При ответе на вопрос нельзя говорить слова «да» и «нет»:
- Ты девочка?
- Мальчик.
- Ты ходишь в детский сад?
- Хожу.
И т. п.