Алена Билаонова
Развитие тьюторской деятельности в ДОУ на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений образования в РФ в настоящее время является разнонаправленная работа по обеспечению доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Для успешной социализации и адаптации данных категорий в ряде зарубежных стран положительно зарекомендовала себя должность тьютора. В российском обществе и образовательной среде организаций различных ступеней данная должность активно развивается, сохраняя основную исторически сложившуюся направленность тьюторской работы и имея определенную специфику. В детских садах первой ступени образования тьютор в настоящее время наиболее востребован, т. к. выполняет множественные, связанные с режимными моментами, необходимые для адаптации ребенка с ОВЗ, функции.
Публикация «Развитие тьюторской деятельности в ДОУ на современном этапе» размещена в разделах
Развитие тьюторской деятельности, в том числе, в дошкольных образовательных организациях, обусловлено включением в профессиональную квалификационную группу должностей педагоги-ческих работников, с начала 2010 года в Единый квалификационный справочник должностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [11], вступивший в силу 1 января 2014 года, в качестве основных задач преподносит те, которые непосредственно связаны с развитием инклюзии и тьюторского сопровождения : «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); охраны и укрепления физического и психи-ческого здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [11].
Профессиональный стандарт тьютора в рамках специальностей воспитательной направленности действует в России со 2 февраля 2017 года и регламентирует «организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и по-зитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей» [8]. Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности включает в перечень, наряду с другими, педагогических работников дошкольной образовательной сферы.
Вышеперечисленные документы указывают на то, что деятельность тьютора по обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ и инвалид-ностью в дошкольных образовательных организациях достаточно подробно регламентируется.
Профессия «тьютор» в настоящее время активно развивается в образовательных организациях различных ступеней. Данный факт обусловлен необходимостью личностно-ориентированного сопровождения и индивидуализации образовательного процесса для детей с ограниченны-ми возможностями здоровья и инвалидностью, констатируемой научным сообществом и членами ближайшего микросоциума ребенка. Иссле-дования, посвященные изучению мнения о возможностях и способностях граждан, имеющих инвалидность и необходимости тьюторской дея-тельности, показали острую заинтересованность в тьюторе (помощнике) как самих лиц с ОВЗ, так и их семей, педагогов образовательных органи-заций [14].
С началом пенсионной реформы в РФ, многие родители, ранее не заявлявшие своего ребенка в медицинские учреждения для получения статуса инвалидности, начали делать это. Данный факт связан с сохранением пенсионного возраста для родителей, имеющих детей-инвалидов. Ожидаемое при этом возрастание количества детей с ОВЗ и инвалидностью неизбежно приведет к увеличению спроса в тьюторской помощи и наличию рекомендаций и показаний к ней.
Тьюторское сопровождение различных категорий обучающихся в современной педагогической науке и практике является одним из инновационных личностно-ориентированных методов взаимодействия.
Изучению различных аспектов теории и практики тьюторской деятельности, подготовки педагогов, моделированию подготовки и взаимодействия тьютора с другими специалистами посвящены работы современных Российских и зарубежных педагогов и психологов. В последние годы появились работы, посвященные специфике тьюторского сопровождения : направлений деятельности, его особенностей и места в современной науке и практике, специфике нормативно-правового оформления, ответственности и др. [19].
Федеральные государственные образовательные стандарты направлены и ориентированы на современные требования, связанные с гуманизацией образовательной сферы. Социальный заказ формируется в русле готовности общества к восприятию лиц с ОВЗ и инвалидностью. В данном направлении наблюдается преимущество дошкольных образовательных организаций.
На дошкольной ступени образования работа по инклюзии осуществляется в отношении различных категорий обучающихся. Это дети с различной степенью нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В отличие от школьных, средних профессиональных и высших образовательных организаций, дошкольные очень часто дают успешную подготовку детям с нарушениями интеллекта, общения. Находясь в комфортных условиях дошкольной группы, успешно социализируются в дошкольной среде дети, имеющие сложные для обучения в школе диагнозы ранний детский аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость.
Более комфортным, чем в школьной среде, является общение детей с нормальным развитием и ребенка с его нарушением. Воспринимая в младшем возрасте ребенка с ОВЗ или инвалидностью как данность, в старших группах детского сада отношение существенно не меняется, лишь переосмысливается. Дети с наибольшей эффективностью принимают особенности ребенка, в естественных условиях пытаются помочь ему.
Проще строится работа с родителями инклюзивной группы детей, которые более лояльны к детям с инвалидностью и ОВЗ младшего воз-раста. Это связано с поздней постановкой диагноза ребенку, отсутствием явных проявлений заболевания в раннем и младшем дошкольном возрасте, терпимостью со стороны взрослых к «чудачествам», «капризам» и «особенностям» маленького человека. Опросы педагогических работников дошкольных образовательных организаций показывают, что в среднем для адаптации родителей к «особому» ребенку с явными и за-метными физическими нарушениями требуется 2-3 недели.
Основой тьюторского сопровождения в условиях инклюзивно ориентированных дошкольных образовательных организаций является идея формирования и развития равного отношения ко всем обучающимся. В отдельных случаях для адаптации ребенка требуется создание специ-альных условий образовательной среды. Для этого в группах устанавливаются адаптирующие средства для осуществления режимных моментов, специальное оборудование для работы на занятиях. При других нарушениях специальное оборудование (аудиовизуальные средства, специальные рабочие места, оборудованные туалетные комнаты и пр.) не требуются. Так, для детей с ранним детским аутизмом (РДА) или легкой степенью умственной отсталости (УО) Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует сопровождение тьютора.
В соответствии с действующим законодательством, тьютором в детском саду может работать специалист со средним или высшим педагогическим образованием. В современных условиях им может быть воспитатель, помощник воспитателя с педагогическим образованием.
Содержание педагогической деятельности тьютора в дошкольной образовательной организации вызывает множество вопросов и споров среди ученых и практических работников. В современной научной литературе выделяется три основных периода социализации «особого» ре-бенка в дошкольной среде: адаптации, налаживания контактов, самоопределения.
Особо следует отметить, что при введении в инклюзивную группу «особого» ребенка, обязательно следует провести подготовительный этап. На данном этапе тьютору необходимо самому познакомиться с ребенком, изучить медицинскую карту и характеристики, пообщаться с родителями (законными представителями, другими членами семьи, изучить особенности взаимодействия с ребенком у специалистов, работающих с ним (медицинских работников, реабилитологов, дефектологов и пр.).
В подготовительный период педагогическому коллективу при явно выраженном нарушении у ребенка нужно подготовить к его восприятию родителей инклюзивной группы детского сада. Совместно с представителем администрации дошкольной образовательной организации (заведующим, его заместителем, воспитателями, психологом, логопедом, привлеченными специалистами медицинского профиля (при необходимости, проводится родительское собрание. Обычно собрание строится по классической технологии с привлечением специфических моментов.
Анализируя взаимоотношения в коллективе инклюзивной группы детей и их родителей, опытные воспитатели дошкольных образовательных организаций отмечают высокий уровень сплоченности, быстрое решение возникающих проблем, более тесное общение в свободное от посещения детского сада время в коллективах, которых присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Этот факт обусловлен правильной работой педагогического коллектива на подготовительном этапе.
Переходя к тьюторской деятельности, осуществляющейся непосредственно с ребенком, следует вычленить и определить ее специфику на каждом этапе социализации : адаптационном, контактном, самоопределения.
В период адаптации ребенка с ОВЗ или инвалидностью и вовлечения его в образовательную среду дошкольного учреждения, тьютор требуется для создания комфортных для ребенка условий в процессе ухода из-под родительской опеки и первичном знакомстве с группой, воспитателями, детьми. Функции тьютора состоят в оказании помощи родителям в оставлении ребенка в группе; оказании помощи воспитателям в вызове интереса к новому окружению: обстановке группы, детям, новым формам занятий, сосредоточении его на новых игрушках. На данном этапе тьютор знакомит с индивидуальными средствами и приспособлениями: шкафчиком, стульчиком, местом за столом, спальным местом, полотенцем, зубной щеткой и пр., объясняет правила и способы эффективного пользования ими в зависимости от возможностей ребенка.
Следом за адаптационным наступает период налаживания контактов. На данном этапе тьютор способствует организации успешного общения ребенка с ОВЗ или инвалидностью с детьми, педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, преподавателем по физической культуре, преподавателем по иностранному языку, приходящими руководителями кружковых занятий, логопедом и пр., помощником воспитателя; родителями детей инклюзивной группы. После знакомства с кругом непосредственного общения, для общего развития ребенка целесообразно познакомить с особенностями работы кухни, прачечной, медицинского кабинета. Результатом взаимоотношений в данный период должны быть стойкие и эффективно работающие связи между ребенком с ОВЗ или инвалидностью и педагогами, специалистами, детьми, их родителями, об-служивающим персоналом и пр. На данном этапе тьютору нужно уделять большое значение обучению окружающих правильной, своевременной и тактичной помощи «особому» ребенку.
В данный период важно настроить сердобольный персонал дошкольной образовательной организации на то, чтобы они воспринимали ребенка с ОВЗ как личность и не баловали его своим вни-манием. С ребенком с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью следует общаться, максимально стараясь предъявлять ему те же требования, как и к детям с нормальным развитием.
Важным на данном этапе является обучение детей простейшим навыкам помощи «особому» ребенку. Спросить, нужно ли помочь, подать полотенце, поправить рубашку, подвинуть стульчик и пр. При правильно проведенном периоде налаживания контактов и ненавязчивом акцентировании внимания на проблемах, к старшим группам детского сада у ребенка появляются друзья, сопровождающие его во время режимных моментов, готовые прийти на помощь во время неудачи. Сам ребенок с ОВЗ учится эффективно взаимодействовать с окружающими, тактично просить о помощи, не обижаться, понимать различную реакцию.
Конечным периодом социализации ребенка с ограниченными возможностями в микросоциуме детского коллектива является период самоопределения. Его результатом должно быть осознание собственных предпочтений, желаний, не противоречащих общим правилам и задачам функционирования дошкольной образовательной организации. Роль тьютора на данном этапе заключается не только в организации стойкого контактирования с детьми и взрослыми, но и в приучении ребенка к правильному, вежливому и тактичному выражению своей просьбы в различной среде.
Совместно с другими членами коллектива тьютор способствует созданию специальных педагогических условий для успешного вхождения всех обучающихся инклюзивной группы дошкольной образовательной организации в образовательный процесс и их адекватного са-моопределения в микросоциуме.
В существующем законодательстве тьютор предусмотрен только для сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью. В этой связи хочется отметить, что данная услуга востребована и для других детей детского дошкольного учреждения.
Таким образом, тьюторская деятельность в дошкольных образовательных организациях широко востребована и имеет большие перспективы. В настоящее время данная форма сопровождения только начинает развиваться. Рассмотрение некоторых аспектов тьюторской поддержки, представленное в данном исследовании, не разрешает всего многообразия проблем. Требуется разработка прикладных аспектов рабо-ты тьютора; конкретизация его профессиональных обязанностей и пр.