Елена Караваева
Развитие творчества в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой особенно успешно они произрастают», - говорил выдающийся музыкант Генрих Нейгауз.
Почему я решила затронуть эту тему? Я музыкальный руководитель детского сада, и главная цель моей работы - развитие творческих способностей детей через радостное познание музыки. Только игра и радость! Только умение слышать и уважать ребёнка! Ведь это счастье - видеть открытия малыша, то, как он воспринимает музыку, как выражает свои чувства.
Публикация «Развитие творчества в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество, может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям, сколько для создания хорошего человека.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к приятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Важно не пропустить этот период в жизни ребёнка. Если эти качества не развивать вовремя, то в последующем наступает быстрое снижение активности этих функций, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.
Стало больше внимания уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию детей с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.
Действительно, хочется воспитывать детей по-новому!
Творческая среда рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает вкус, вызывает положительные эстетические эмоции.
У нас в саду большой, просторный, светлый музыкальный зал в мягких тонах. В зависимости от темы занятий и праздника выставочные экспозиции и оформление зала меняются. Такие обновления - неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»
Музыкальные занятия. Именно здесь обязательно присутствует игровая ситуация, либо проблемная, что вызывает у детей определённую мотивацию. С помощью этого происходит побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развивается способность применять усвоенное в новых условиях. Таким образом, этот приём позволяет создать и сохранить интерес у детей, увлечь ребёнка в мир музыки, ввести его в разные виды музыкальной деятельности, открыть ему познавательно-эстетическую ценность музыки - подготовить ребёнка к восприятию музыкальной речи. Присутствие сюжета в занятии способствует развитию творческих процессов и помогает детям выстроить межпредметные связи. К каждому виду музыкальной деятельности прилагаются различные задачи, направленные на развитие творческих способностей (от импровизации в пении до исполнения ритмико-образных действий, музыкально-драматических игр). Подобные занятия, как правило, делают жизнь детей более интересной и занимательной, помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя. Приведу некоторые примеры из своей практики.
Песенное творчество:[/i]
1. Прошу ребёнка спеть, самостоятельно находя то высокие интонации (поёт маленькая кукушка, мяукает котёнок и т. д., то более низкие (поёт большая кукушка, мяукает кошка и т. д.)
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию, например, дудочки (ду-ду-ду).
3. Играть на металлофоне самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Петь своё имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
5. Вести певческую перекличку. Я пою: «Маша, где была?» Ребёнок отвечает: «Я была у бабушки». Затем очерёдность меняется. Придумываются новые интонации.
6. Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребёнок придумывает свой мотив. Идёт соревнование: кто больше придумает попевок.
7. Закончи мелодию. Я пою: «В гости к нам пришёл сосед», ребёнок: «И принёс нам всем конфет».
Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности:
«Игра с платком» развивает воображение, выразительность движений, артистизм. Предлагаю ребёнку любой из имеющихся платков (можно заменить шарфом). С помощью платка, движений, мимики изобразить: бабочку, лисичку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.
Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа:
1. Предлагаю детям пройти по камушкам через ручей от лица любого персонажа (зайчика, Чебурашки и т. д.).
2. Предлагаю ребёнку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю.
3. Предлагаю ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трёх медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Задания для развития речевой интонационной выразительности:
1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» от лица волка: «Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молочка принесла…»
2. Произнести следующие стихи то удивлённо, то насмешливо, то недоумевая: «Кумушка, послушай! Вправду, кроме шуток,
Открывают школу для утят-малюток».
3. Произнести фразы «Оторвали мишке лапу», «Побежал ёж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
4. Предлагаю ребёнку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, с обидой, умоляя и т. п.
5. Предлагаю ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Творчество при восприятии музыки:
Музыка для игрушки. Перед детьми разложены игрушки (например, тигрёнок, ёжик, кошка, собачка и т. п.). Играю пьесу. Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный, дети подбирают игрушку. Сделав выбор, они должны объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Детское музыкальное творчество-это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить. Детям этот дар подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира. Рождённая фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается огонёк светлячка, колокольчики «разговаривают» о дружбе, «шуршалки» расскажут, как грустят опавшие осенние листочки. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, «узнать» в ней разговор бабочек, а потом найти способ музыкально выразить. И этому помогают шумовые инструменты, изготовленные из бросового материала.
Развитие творческих способностей находит своё продолжение в самостоятельной деятельности, где ребёнок полностью раскрепощается. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Организованные в детском саду музыкально-театральные уголки, в которых находятся шапочки и маски сказочных персонажей, различные костюмы, бутафория, музыкально-дидактические игры, музыкальные (в том числе и нестандартные) инструменты, способствуют реализации творческого потенциала детей, формируют у дошкольников самостоятельность и инициативу.
Ребёнок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным. А это и есть основная цель - доставить радость и удовольствие детям, делая их жизнь посредством приобщения к музыке лучше и счастливее.
Гармоничное развитие творческих способностей возможно только при участии и интересе родителей. Для успеха в этом деле требуется терпение и определённая тактичность - родители должны прислушиваться к мнению ребёнка, стимулировать и поощрять его интерес к любой творческой деятельности. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
У нас в саду проводится очень много мероприятий с родителями. Это и праздники, и досуги, и развлечения, и совместные проекты, и выставки, и экскурсии. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Чем раньше и больше разных ролей ребёнок «перепробует» на сцене детского сада, тем легче ему будет на «сцене» жизни.