Надежда Никитина
Развитие творчества детей в рисовании. Исследования педагогов и психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь, которая благодаря новейшим изобретениям, открытиям и знаниям становится всё сложнее и сложнее, требует от человека не стереотипного мышления к решению любых проблем, а чего-то нового, креативного и незабываемого. Этому может помочь такой процесс, как творчество. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, навыков и способностей, составляющих основу творческой деятельности и способствующих эффективному развитию ребенка. Творческие личности, способные подойти к решению задачи с различных, а порой и с нестандартных позиций особенно востребованы и успешны сегодня, что делает развитие творчества более актуальной задачей. Именно творчески активных и креативных людей и должны воспитывать современные педагоги, пробуждая в детях интерес к творчеству и стремление к нему. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Одним из видов изобразительной деятельности является рисование - искусство изображать действительные или воображаемые предметы на плоской поверхности, используя различные техники и инструменты. Существует большое количество стилей, техник и видов рисования, делающие этот процесс более увлекательным и интересным. Это немаловажно в работе с детьми дошкольного возраста, ведь изобразительная деятельность приносит им много радости и положительных эмоций. Но действительно ли рисование может помочь детям эффективно развить творческие способности? Необходимо ли использовать его в процессе их развития? Чтобы ответить на эти вопросы, являющиеся целью данного исследования, необходимо поставить некоторые задачи, а именно: изучить исследования развития творчества посредством рисования и рассмотреть некоторые методы нетрадиционного рисования и их влияние на развитие способностей у детей.
Публикация «Развитие творчества детей в рисовании, Исследования педагогов и психологов» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок-дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. По мере овладения навыками усложняется и творческое решение. И в этой ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный стимул его творчества.
Исследования педагогов и психологов
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А. В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков - не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б. П. Юсова, Н. А. Ветлугиной, О. М. Дьяченко. Заслуга Н. А. Ветлугиной в том, что она сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников. Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.
• Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;
• Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;
• Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
• Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;
• Нахождение соответствующих изобразительно - выразительных средств для воплощения образа;
• Индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
• Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Смысл рисования для ребенка – рисовать - играть, а не рисовать - изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.
Нетрадиционные методы рисования и их влияние на развитие творческих способностей детей
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Еще один положительный момент - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Таким образом, завершая свое эссе, я хотела бы снова упомянуть о преимуществах изобразительного искусства. Таким образом, под художественным творчеством понимается создание ребенком субъективно нового продукта (рисования, лепки, танца, песенки, придумывание к известному предмету новых, ранее не используемых деталей, по-иному характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, действий, характеристик героев, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новых ситуациях, проявление ребенком инициативы, придумывание разных вариантов изображений и ситуаций. Об этом свидетельствуют и работы исследователей в области педагогики и психологии. Также, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных методов рисования, можно сделать вывод, что этот вид творчества имеет большое количество положительных эффектов: развитие творческий способностей, зрительной координации, координации мелкой моторики рук, реакции, сосредоточенности и внимания. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.