Елена Чуднова
Развитие творческой инициативы дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой инициативы дошкольников в игровой деятельности
В ФГОС ДО указывает что принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей во видах деятельности. Стандарт направлен на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка это не мало важно в ДОУ.
К Стандарт предполагает наличие у ребенка следующих возрастных характеристик:
Публикация «Развитие творческой инициативы дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
• владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Другими словами, ФГОС ставит перед нами, педагогами, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д., проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Поскольку основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, поэтому развивать инициативу и творчество нужно через игру, в особенности, через сюжетно-ролевую. Потому что сюжетно-ролевые игры имеют особое значение в развитии дошкольников. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию всех имеющихся у него возможностей; на самостоятельное творчество, она развивает воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и именно в игре ребёнок раскрывает свою индивидуальность и инициативность.
Сюжеты игр условно разделены на:
1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д. ,
3. Общественные (игры в библиотеку, школу и т. д.).
Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве? Мы играли в парикмахерскую, магазин, школу, ателье и т. д.
А во что играют современные дети? Салон красоты, супермаркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевиденье.
Меняются жизненные социально-экономические условия, игры тоже меняются.
Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, необходимы наблюдения за работой людей разных профессий, экскурсии, целевые прогулки, приглашенные родители для рассказа о своей профессии; рассматривание картин, иллюстраций; чтение произведений; проводим беседы; разучивание стихотворений, составление рассказов и т. д.
В последнее время прослеживается такая тенденция: дети не умеют общаться, договариваться, играть. Инициативность и самостоятельность у них проявляется в стремлении первым взять понравившуюся игрушку, оттолкнув при этом сверстника, в навязчивом желании опередить другого ребенка на лестнице, не дав ему пройти вперед. Они неспособны понять сверстника, договориться с ним. Дети не умеют управлять своими эмоциями и воображением. Просьба уступить место другому, подождать своей очереди в игре заканчивается слезами или нежеланием играть. В старших группах дети с трудом соблюдают правила в подвижных играх, стремятся ими пренебрегать, не могут пережить без слез поражение в играх. Творческие игры детей становятся однообразными по тематике и неинтересны по содержанию. В какие игры дети играют самостоятельно на улице, какие игры вообще знают? Мальчики старшей группы играют в зомби, в догонялки или, в лучшем случае, в пиратов. В подготовительной играют в те же самые догонялки, полицейских. Самостоятельные игры девочек более разнообразны: это семья, герои популярных мультфильмов и компьютерных игр. Изредка дети вспоминают детсадовские игры: «Ручеек», «Выше ноги от земли». Что касается народных, спортивных, подвижных игр с правилами и текстом, то дети не способны самостоятельно организовать их. Они не слышат друг друга, стоит одному предложить игру и позвать сверстников, так тут же каждый из приглашенных начинает предлагать свое или вообще отказывается. В итоге собирать детей в игру приходится воспитателю.
Доктор психологических наук Е. Смирнова пишет об этом так: «Современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Причина этого - загруженность детей занятиями в детском саду и во всевозможных «развивающих клубах», а в свободное время игра детей выглядит как возня, драка, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми. Руководство игрой чаще носит обучающий характер, связанный с усложнением деятельности».
И действительно, сюжетно-ролевая игра у детей через 3 минуты невмешательства педагога превращается в возню и толкотню. Нередко для детей поиграть в моряков значит совершать примитивные однообразные действия без использования речи: например, выпрыгивать из лодки и запрыгивать обратно. Театрализация «Приход Деда Мороза» выглядит так: ребенок 6 лет, изображающий Деда Мороза, молча подходит к детям, бросает им подарки на пол и уходит обратно.
Педагогическая литература сообщает, что «специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер».
Нашим воспитанникам мы показываем, как нужно играть, какие реплики говорить, как двигаться. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно придумывать новое в творческой игре, мы придерживаемся нескольких этапов развития творческой инициативы :
Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.
Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Развитие творчества в игре довольно сложный процесс, который растягивается не на один месяц. Третий этап достигается дошкольниками только на втором году обучения в саду.
Как мы играем? Согласно плану работы сюжетно-ролевая игра приходится на вторую половину дня, и когда остается свободное время, мы предоставляем детям возможность для развития их творческих способностей. Также в творческую игру можно поиграть и на прогулке, особенно в теплое время года, и перед утренней зарядкой. Желательно, чтобы количество участников было от 3 до 6 человек.
Перед началом игры можно провести беседу с показом мультимедийной презентации или дидактического материала, прочитать тематическую литературу детям, распределить роли, рассказать о применении игрушек или предметов-заместителей в игре.
Для того чтобы игра увлекла детей, лично затронула каждого из них, педагог становится ее непосредственным участником, старается быть эмоциональным, выразительным в репликах. Побуждает действовать ребенка самостоятельно, принимать разнообразные роли, поддерживает инициативные действия других детей. Побуждает к тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. Учит детей сопровождать игру высказываниями, обращёнными к игрушке, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику. Педагог задает вопросы персонажам, если игра из вербальной переходит в невербальную. В некоторых играх использует музыкальное сопровождение: например, в цирке артисты выходят на арену под ритмичную музыку. Конфликты, которые возникают в ролевой игре, пресекает шуткой.
Следует отметить, что при организации игры, как и любой другой деятельности, должны учитываться индивидуальные особенности воспитанников. Например, малоактивным детям дают главные роли, стимулируя их к активным действиям, у застенчивых детей выявляют положительные качества и создают условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Неуверенным в себе детям поручают интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
В совместной игре с детьми не даются оценки: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Резко не сворачивают игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно-ролевая игра, оставляют атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.
Когда дети выказывают желание поиграть во что-то другое, можно отойти от намеченного и не брать темы из планирования. Л. С. Выготский писал о том, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Игровое творчество детей не может быть принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. Поэтому педагог предоставляет ребенку возможность для самодеятельной, спонтанной игры, возникающей и развивающейся по его собственной инициативе. Тему и сюжет ребенок выбирает самостоятельно.
Творческая игра вызывает радость у дошкольников; формирует самостоятельность, самоконтроль, внимание, умение уступать, развивает артистизм, воображение, творчество. В игре дети отдыхают и самовыражаются. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходимо дать возможность проявить себя во всех видах игр, будь то самодеятельная, спонтанная игра, ролевая игра или игра с правилами. Игра как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивает в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Воспитанник, умеющий играть, в будущем будет успешен во всех видах деятельности. Пока ребенок находится в детском саду, играйте с ним и он будет вам благодарен.