Папки-передвижки

Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности

Елена Ким
Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание творчески активной личности в современных условиях приобретает все возрастающее значение. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы России зависит от того, насколько конкурентоспособны во всех сферах жизнедеятельности участники экономических и социальных отношений. Конкурентоспособность – это, прежде всего, способность человека постоянно вносить в свою деятельность новое, оригинальное, работать в режиме поиска. На первый план выходит формирование таких качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность учиться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются в процессе обучения. Образованный человек в современном обществе – это человек не только вооруженный знаниями, но умеющий их добывать, приобретать и применять на практике, обладающий информационной и коммуникативной компетенциями.

Публикация «Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах

Развитие творческой активности как условие формирования и всестороннего развития личности учащегося является одним из актуальных направлений в педагогике. Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеурочная деятельность является важной составной частью работы учебного заведения.

Развитие познавательного интереса, способностей, творческой активности учащихся цель каждого педагога, осуществляемая им в процессе обучения на уроке. Однако реализация творческого потенциала личности в условиях традиционно сложившейся системы образования, построенной на общих стандартах и требованиях к организации учебно-воспитательного процесса, в значительной степени ограничена. Возможность большей, чем на уроке, индивидуальной работы с учащимся, стимулирование инициативы и самостоятельности в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей предоставляет внеурочная деятельность. Воспитание творчески активной личности может успешно осуществляться в совместной деятельности педагогов и учащихся, имеющей последовательный и системный характер.

Основная цель внеурочной деятельности помощь учащимся в выявлении способностей в ходе углубленного изучения учебных программ, а также выходящего за рамки учебной программы, но доступного учащимся материала. Внеурочные занятия не повторяют содержания уроков, но обогащают новыми знаниями и практическими навыками. Они развивают творческие способности, учат применению знаний, повышают интерес к предмету, расширяют сферу практической деятельности, поддерживают стремление к самообразованию.

Внеурочная музыкальная деятельность имеет целью расширить музыкальный кругозор, углубить знания, совершенствовать исполнительские навыки и умения, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Основными задачами внеурочной деятельности в музыкальном колледже являются:

целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры;

развитие музыкальных способностей учащегося;

стимулирование творческой активности;

воспитание профессионализма.

Основными формами проведения внеурочной музыкально-воспитательной работы в музыкальном колледже могут быть смотры, конкурсы, фестивали, концерты, встречи с деятелями искусств, конференции, олимпиады, викторины.

ФЕСТИВАЛИ

Музыкальный фестиваль представляет собой некоторое объединение концерта и конкурса: для него характерны массовость, праздничность обстановки, наличие жюри и публики, оценка выступлений и выявление лауреатов. Основными задачами музыкального фестиваля являются пропаганда музыкального искусства, развитие культурных связей, выявление талантливых исполнителей.

Музыкальные фестивали разнообразны по тематике и масштабам. Некоторые посвящены творчеству композиторов или выдающихся исполнителей, другие – различным направлениям и жанрам классической, эстрадной, джазовой музыки. Фестивали отличает обширная география: они проводятся как в крупных культурных центрах, так и в небольших городах.

Фестиваль охватывает большой пласт музыкальной культуры, дает возможность широкому кругу слушателей познакомиться с лучшими произведениями различных стилей и направлений. Важна также возможность общения, установления творческих контактов, посещения мастер-классов выдающихся исполнителей и педагогов.

Участие в музыкальных фестивалях помогает развивать самостоятельность, чувство ответственности, творческую целеустремленность, свободу самовыражения и профессионализм. Положительными результатами являются расширение кругозора, обретение концертного опыта, раскрытие индивидуальных музыкальных способностей, умение применять свои знания в различных сферах музыкального искусства.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих форм концертно-просветительской и художественно-творческой деятельности учащихся музыкальной школы является лекция-концерт. Участвуя в музыкальных лекториях, ученики приобретают профессионально-исполнительские навыки, опыт концертных выступлений. Лекции не только расширяют музыкальный кругозор, но и углубляют музыкально-теоретические представления учащихся. Мероприятия, посвященные жизни и деятельности выдающихся композиторов, знакомят учащихся с историей музыки, помогают представить себе эпоху, воспитывают музыкальный вкус и культуру.

Основные требования к участию в концерте – качественный уровень исполнения, артистизм и уверенность. Проведению лекции-концерта предшествует большая подготовительная работа над раскрытием художественного образа – совместная творческая деятельность педагога и ученика. Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности способны действовать разрушающе на творческий потенциал начинающего артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь подготовить к публичному выступлению учащегося, учитывая его индивидуальные психологические особенности.

Процесс подготовки концерта включает отбор музыкальных произведений, соответствующих теме концерта, подбор учащихся, способных исполнить музыкальные номера, репетиционный процесс. Среди главных требований, которые предъявляются к концерту, можно выделить следующие:

познавательная ценность концертных программ;

художественные достоинства исполняемых произведений;

жанровое разнообразие;

продуманное построение и грамотная режиссура концерта.

Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы учащихся. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Участие в концерте всегда является возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, показать результаты своего труда, дает новые силы, вызывает желание вновь выйти на сцену.

Концертная деятельность позволяет учащимся проявить себя в разном качестве – солиста, лектора, ведущего, концертмейстера, ансамблиста, артиста хора или оркестра. Участие в концерте развивает инициативу, повышает самооценку, помогает в выявлении и реализации творческого потенциала, повышает качество исполнения, и, следовательно, стимулирует профессионально-личностный рост.

ВИКТОРИНА

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо общей темой. Викторины, как и другие виды игровых соревнований, имеют целью закрепить и углубить знания учащихся по предмету. Они, в основном, построены на программном материале, однако задача не дублировать учебный материал, но показать его с новой, подчас неожиданной стороны, вызывая этим повышенный интерес к предмету. В викторину обычно включаются вопросы, выходящие за рамки программы. Занимательная форма заданий привлекает внимание учащихся, заставляет их изучать дополнительную литературу, слушать музыкальные произведения в различном исполнении. Викторина выявляет общекультурный уровень, музыкальную эрудицию, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знакомит с произведениями классической и современной музыки, смежных искусств.

Возможны различные формы проведения викторины – устные ответы, письменные работы (тесты). В процессе подготовки к викторине учащимя приходится актуализировать сведения по ряду дисциплин. Интеграция знаний обусловливает межпредметные связи, осуществляемые в практической деятельности, помогает осознанию необходимости изучения различных предметов.

КОНФЕРЕНЦИИ

Важным средством развития творческих способностей и формирования творческой активности учащихся является научно-исследовательская работа. В ходе подготовки учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся пользоваться ими для решения познавательных задач, развивают исследовательские навыки. Организация научно-исследовательской работы учащихся предоставляет возможность выбора не только направления работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете, более высокий уровень системности знаний.

Основными элементами конференции являются доклады и сообщения учащихся старших классов, демонстрации презентаций. Задача педагога – помочь учащемуся подобрать материал и найти такую форму его изложения, которая позволит сделать доклад интересным всем слушателям.

Основной целью конференции является формирование осознанного отношения к выбранной специальности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала, расширение профессионального кругозора учащихся.

Задачи конференции можно обозначить следующим образом:

стимулирование самостоятельной работы учащихся;

поддержка талантливых учащихся, демонстрация лучших достижений;

обмен знаниями между учащимися.

Конференция – это неотъемлемая часть учебного процесса, в котором происходит интегрирование различных предметов.

КОНКУРСЫ

Словари определяют конкурс как соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы.

Конкурсы, в которых участвуют учащиеся музыкальной школы, имеют разный уровень:

внутришкольный;

областной;

региональный;

республиканский;

международный.

Особенностью внутришкольных конкурсов является большой охват участников. Часто через командную работу, участие в группах и коллективах – оркестрах, хорах, ансамблях, вовлекаются учащиеся, не проявляющие себя активно в учебном процессе.

В конкурсах по отдельным предметам участвуют учащиеся различных групп. Устная форма ответов на вопросы устанавливает живое общение и помогает восполнить пробелы в знаниях, так как соперники имеют возможность исправлять и дополнять друг друга. Игра в команде способствует формированию коллективизма и коммуникативных навыков, делает атмосферу конкурса раскрепощенной, комфортной и праздничной.

Конкурсы по исполнительским дисциплинам привлекают учащихся отдельных специальностей или всех отделений колледжа. Соревнование может проводиться как по отдельному предмету – чтению партитур, ансамблю, так и на лучшее исполнение произведения какого-либо автора или жанра.

Более высокий исполнительский уровень необходим участникам Областных, Региональных и Республиканских конкурсов. К участию в них привлекаются лучшие учащиеся, прошедшие конкурсный отбор внутри школы. Конкурсанты могут услышать представителей самых разных регионов, объективно оценить уровень своего исполнения, сравнить свою интерпретацию произведения с иными.

Международные конкурсы дают участникам возможность выйти на новый качественный уровень исполнения, расширить свой музыкальный кругозор, познакомиться с исполнительскими школами разных стран и регионов и продемонстрировать достижения молодых музыкантов нашей страны.

ОЛИМПИАДЫ

Одна из форм внеурочной деятельности учащихся – олимпиада. Отличительной чертой олимпиады, является дух соревнования, выявление сильнейших в данном виде деятельности, развитие и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи олимпиады – совершенствование и углубление знаний учащихся, создание оптимальных условий для выявления способных и талантливых учащихся в области музыкального искусства, их дальнейшего развития, профессиональной ориентации. В требованиях олимпиад обычно сочетаются нестандартные, но доступные комплексы теоретических и практических заданий.

Ежегодно повсеместно проводятся олимпиады по музыкально-теоретическим и исполнительским специальностям. Задачами олимпиады являются совершенствование и развитие музыкального образования, стимулирование творческой деятельности педагогических работников организаций образования. Требования, позволяют принять участие в соревновании более широкому кругу конкурсантов. Участники Олимпиады – учащиеся, достигшие высоких результатов в своей специальности.

Цели, которые ставят организаторы олимпиад:

стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

развитие интереса к исследовательской деятельности, распространение и популяризация научных знаний;

раскрытие профессионально-личностного потенциала детей, их самосознания, творческих способностей, создание условий для самореализации и самоутверждения;

активизация учебного процесса и повышение профессионального уровня;

отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных учащихся;

формирование активного профессионального отношения к совершенствованию системы образования.

Конкурсанты имеют возможность посетить концерты учащихся и преподавателей школ города, спектакли театров, концерты. Все это позволяет расширить музыкальный кругозор, получить новый стимул для занятий специальностью, и в дальнейшем ориентироваться на обучение в высших учебных заведениях страны.

Воспитание творческой активности учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. Необходимо для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу определить ту меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.

Внеурочная деятельность пробуждает интерес, формирует активность, расширяет кругозор, вырабатывает подходы к решению возникающих проблем, предоставляет большой простор для реализации личностного и профессионального роста, повышения уровня креативности, проявления творческой инициативы. В результате участия во внеурочной работе активизируется позитивная мотивация к учебному процессу, интенсивно развивается творческий потенциал ученика.

Формирование музыкально-творческих способностей повышает качественный уровень учебного процесса. Участие учащихся во внеурочной деятельности приводит к следующим результатам:

непрерывности образования и развития личности;

интенсивному овладению профессиональной культурой;

расширению музыкального и общекультурного кругозора;

обретению сценического опыта;

осознанному отношению к выбранной специальности;

развитию музыкально-творческих способностей и потребностей учащихся на новом уровне.

Мы рассмотрели формы работы по воспитанию творческой активности учащихся Музыкальной школы у нас в Севастополе. Работа характеризуется комплексным подходом к организации учебно-воспитательного процесса через синтез урочной и внеурочной музыкальной деятельности, носит системный характер, разнообразна по формам и методам, имеет большую результативность. Об этом свидетельствует количество выпускников, продолживших обучение в стенах высших учебных заведений и ставших педагогами, солистами, дирижерами и артистами хоров и оркестров. Все эти профессии требуют сформированных профессиональных умений и навыков, деловой и творческой активности, инициативности, креативности, способности к общению.

Результатом работы по созданию развивающей среды, стимулированию общемузыкального и профессионального развития учащихся, творческого участия учащихся во внеурочной деятельности является и то, что учащиеся школы становятся дипломантами и лауреатами олимпиад, конкурсов, фестивалей самого разного уровня, начиная с внутришкольного и регионального и заканчивая международным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. – М. : Педагогика, 1991.

Интернет-ресурсы:

1. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. https://nsportal.ru

2. Шульга Н. И. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности. https://nauka-pedagogika.com

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четвертьФотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть С января текущего года и до середины марта на базе школы возобновил свою работу кружок "Я рисую", куда с огромным интересом и желанием ходят.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 классаКонспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 класса Цель: знакомство с работой библиотекаря, показать значимость этой профессии; Задачи: развивать у детей познавательный: интерес, внимание,.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 10:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ким в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД