МААМ-картинки

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой

Татьяна Юманова
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой
▼ Скачать + Заказать документы

Т. Ю. Юманова, Е. В. Яковлева МБДОУ «ЦРР-детский сад №177» г. Чебоксары

Ведущей задачей в дошкольном образовании на сегодняшний день является формирование самобытной, творческой личности. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что творческий процесс – это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении сказок и рассказов, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности.

Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой» размещена в разделах

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития воображения. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому в дошкольном возрасте развитие творчества считается одной из главных задач воспитания.

Проблемы воображения и творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. Большой вклад в разработку проблем воображения и творчества внесли психологи, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн. Исследование О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой, В. Т. Кудрявцева включают изучение психологических закономерностей развития воображения. Проблемой творческого воображения так же занимались и зарубежные психологи (К. Бюлер, Д. Дьюи, Т. Рибо, Дж. Сели, Е. П. Торенс, З. Фрейд).

Среди средств развития творческого воображения особенно выделяются нетрадиционные техники изображения (рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги, кляксография, монотопия, набрызг, тычкование, работа с нетрадиционными материалами. Р. Г. Казакова отмечает, что дошкольники очень часто копируют образец, предъявленный им в начале занятия. В то время, как нетрадиционные техники изображения и материалы дают толчок к развитию воображения, самостоятельности, проявлению индивидуальности. Современные производители предлагают различный материал для лепки: глина, масса для моделирования, пластилин (восковой, шарикрвый, плавающий и др., тесто.

По мнению Г. Одиноковой, именно тесту легко придать любую форму. Это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения. Она указывает, что важным условием является эмоционально-положительное речевое сопровождение взрослого, отмечая, что детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослым, оно помогает им узнавать мир, развивает творческое воображение. Н. К. Гаранина рекомендует использовать соленое тесто для изготовления кукол и декораций для театра на пальчиках. Одни и те же подделки могут участвовать в постановке разных спектаклей. Педагоги отмечают, что занятия тестопластикой способствуют развитию конструктивного мышления, а также творчества детей. Выбор в качестве основной тематики лепки животных (анималопластика) неслучаен. Животные в силу своей изменчивости, подвижности оказывают на детей большое эмоциональное воздействие. Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных и характер, так и воспитательные задачи (внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

Но вместе с тем, в существующей системе образования акцент делается на развитие шаблонного, алгоритмического мышления. Это приводит к появлению противоречия между теоретически доказанной возможностью развития творческого воображения в дошкольном возрасте и образовательными технологиями в ДОУ, действующими в рамках традиционной репродуктивной парадигмы. Это противоречие обуславливает проблему и цель нашего исследования: каковы педагогические условия, повышающие эффективность процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой (лепкой животных)

Реализация педагогического проекта «Анималопластика» проходила в МБДОУ «ЦРР-детский сад №177» г. Чебоксары. Для выявления актуального уровня развития творческих способностей детей использованы методики О. А. Сафоновой «Определение уровня развития способностей лепить у детей старшего дошкольного возраста» и Р. С. Немова «Дорисовывание фигур». Диагностирование творческого воображения старших дошкольников проводилось индивидуально. В проекте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого выявлено, что у большинства испытуемых (60%) уровень развития творческого воображения находится на низком уровне (нет полноты и детализации «необычного животного», для них характерно перечисление характерных свойств в устной форме, шаблонные рисунки, изображения беспредметные, 30% детей показали средний уровень развития (рисунки таких детей схематичные, продукты лепки без лишних деталей, присутствует частичное использование дополнительного материала, и лишь для 10% детей характерны высокие показатели (рисунки красочны и оригинальны, подделки выполнены в необычном стиле, с гармоничным использованием дополнительного материала). Полученные результаты определили целесообразность разработки и внедрения системы работы с детьми по развитию творческого воображения на занятиях анималопластикой.

Программа практического этапа конструировалась с учета принципа доступности, последовательности, систематичности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста и включало 2 этапа : развитие знания детей о животных и обучение их анималопластике из теста. Развитие знания детей о животных, экологической компетентности дошкольника осуществлялось в познавательной, трудовой, проектной деятельности, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдение во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картина, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.

В рамках второго этапа дети знакомились с тестопластикой и ее основными приемами, осваивали приемы лепки животных из теста на занятиях «Необычная сказка», «Лесная поляна», «Рыбки в аквариуме» и др. Использование бесед, вопросов, чтение стихотворений, сказок, дополнение продуктов лепки разнообразными пуговицами, стразами, разрисовки с помощью стеки обеспечили качественное раскрытие творческого потенциала ребенка.

На данном этапе обследования нами решались следующие задачи:

- выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

- определить динамику развития и оценить эффективность примененной системы работы.

На контрольном срезе для выявления уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста мы использовали те же диагностические методики, что и на этапе констатации. Теми же оставались и критерии оценки.

Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов убедительно показал, что в экспериментальной группе наблюдается перемещение на более высокие уровни. На низком уровне число испытуемых уменьшилось на 30%. На среднем уровне число испытуемых увеличилось на 20 %. Нам кажется, что эти изменения произошли благодаря проведённой работе с экспериментальной группой. На высоком уровне количество детей также увеличилось на 10%. Дети стали намного активнее, стали быстрее принимать задачу и придумывать свои рисунки без особых трудностей. Рисунки отличаются оригинальностью, иногда детализированы. Все 10 вариантов картин отличаются насыщенностью цвета, фантазией (Кирилл Е.). Приведенные данные говорят о преимуществе экспериментального обучения. Благодаря специальной работе, направленной на развитие творческого воображения удалось добиться положительных результатов.

50 % испытуемых экспериментальной группы показало высокий уровень. По сравнению с констатацией этот уровень возрос на 10 %. На низком уровне оказалось всего 10 % детей. Дети экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом целесообразнее определяли последовательность своих действий для достижения результата, использовали разнообразные способы лепки из соленого теста. В результате формирующего эксперимента, нам удалось проследить и выделить следующие изменения в поведении детей. У них появилась уверенность в себе, более внимательнее стали относиться к занятиям тестопластикой, общительные. Они без труда теперь сами сочиняли подделки, разукрашки.

Однако данные контрольной группы говорят о том, что результаты мало изменились. На всех уровнях осталось такое же количество испытуемых. Это в двойне подтверждает предположение о том, что должна вестись определённая работа по повышению уровня развития творческого воображения, проводиться беседы с родителями детей. В этой работе воспитатель не может справиться один. Необходима помощь родителей, которая намного лучше знает своего ребёнка. Только так можно добиться хороших результатов.

Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой
Опубликовано: 20 марта 2013 в 21:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Юманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД