Эльвира Сафина
Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Часть 3
▼ Скачать
Одно из условий проявления творчества в художественной
деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:
организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира,
общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет
индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и
результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и
мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности
от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до
Публикация «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами, Часть 3» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной
из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование
восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне
сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться,
вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет,
величину, определять признаки предмета и явления. Для создания
художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное
эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое
отношение и чувства.
5. Факторы развития художественно-творческих способностей.
Для развития художественного творчества необходимы определённые
условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной
деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей
способности создавать новые образы, используя для этого средства разных
видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое
воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной
деятельностью.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей
изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство
обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли,
чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства
жизнь отражается художником во всем многообразии. И. Б. Астахов пишет,
что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является
чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа.
Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из
существенно важных сторон образной специфики.
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать
воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное
формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста
надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного
искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста,
воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную
отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в
картине, скульптуре) - затем обращает внимание на то, как художник
рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого
направляет все внимание на средства образной выразительности.
Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в
эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка
изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в
деятельность ребенка.
Рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого
вида изобразительного искусства, и затем обратимся к детскому творчеству.
Среди видов искусства различают изобразительные (живопись,
графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура, хотя это
деление условно. Это различие не является абсолютным, поскольку все виды
искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни. И все же
разграничение искусств является определяющим в морфологии
(классификации) искусств, так как базируется на различении предмета
отображения.
Изобразительные искусства обращаются к действительности как
источнику формирования мира человека (В. А. Разумный, М. Ф. Овсянников,
И. Б. Астахов, Н. А. Дмитриев, М. А. Каган). Поэтому основой является
изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них
опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику
людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.
В ходе развития искусства изобразительные и неизобразительные его
виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись
отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления
выразительного начала. В рисунке - тенденция к характерным линиям,
контрастам темного и светлого.
Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым
делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно
очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов
деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим,
какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы
помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.
Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы
считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать
все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков,
эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет
значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может
пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие
на зрителя.
Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание
детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е. А. Флёрина, Н. П.
Сакулина, В. С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их
рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие
детьми пейзажа, натюрморта (в живописи, характерных по содержанию и
выразительности графических рисунков, способствует формированию
образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественнообразного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста,
направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно
передать настроение, свое отношение к изображаемому».
Так, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых
матрешек педагог использовал чистые цвета красок, обращая внимание детей
на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому
происходило формирование восприятия образа веселых нарядных матрешек,
одетых в красивые сарафаны. На каждом занятии по рисованию или
аппликации этот способ был главным.
По сравнению с малышами в старшей группе педагог формирует у
детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству
передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет
веселый, радостный, праздничный).
Это представление о цвете имело место, как в предметном, так и в
сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника
елки дети смогли в том случае, если они использовали яркую цветовую
палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких,
насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.
Другое выразительное средство - характер линии, контура, передача
движения в рисунке дошкольника - является наиболее специфическим.
Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его
мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего
лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.
По сравнению с живописью язык графического произведения более
скупой, лаконичный и условный. Художник А. Кокорин пишет: «Рисование
мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш
или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник, на этом
простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты».
Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как
рисунок может быть выполнен графическими материалами : карандашом,
углем. Однако выполненная акварелью, гуашью, пастелью работа бывает
очень живописной.
Дети дошкольного возраста постепенно, начиная с простейших
штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений.
Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников
яркость, сочность.
При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства –
скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных все
внимание фиксируется на характере изображения персонажа.
Освоение разных способов обследования скульптуры дает
дополнительную информацию об изображении человека, животного.
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой
показана последовательность формирования у дошкольников эстетического
восприятия скульптурного образа. В работе Г. М. Вишневой показана
специфика восприятия художественного образа в скульптуре, возможность
обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых
форм.
Анализируя работы детей, следует отметить приемы освоения ими
лепки из целого куска (как прием скульптурной лепки, лепки из разных
материалов (мотивировка выбора диктуется характером образа).
Художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем
дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать
скульптурный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о
нем.
Приемы формирования художественного восприятия различны:
педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в
которых дети сравнивают, узнают разные по художественной
выразительности образы.
Кроме того, использование скульптуры на занятиях по развитию речи,
рассказывание сказок, придумывание рассказов об этих персонажах не
только обогащает знания детей, но и развивает их воображение. Словарь
детей пополняется образными выражениями, в которых проявляется объем
знаний детей об этом виде искусства.
Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов
изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой
стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности,
которыми дети передают свои впечатления об окружающей
действительности в рисунке, лепке.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность
самостоятельно осваивать различные художественные материалы,
экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке,
аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые
ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности
использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения
теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет
право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное
отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при
которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая
их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном
искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять
окружающую действительность, и это способствует созданию детьми
эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Кроме того, искусство помогает формировать эмоциональноценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности
связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою
личностную позицию.
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании
нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой
деятельности.
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои
возможности и средства для изображения предметов и явлений, в
совокупности давая возможность отображать действительность
многообразно и разносторонне.
Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и
аппликация.
Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание
ребенка еще в раннем возрасте. Дети около полутора лет уже охотно
занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры
с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает
характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками.
Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно передавать
форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более
четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение
имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией,
образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами
или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры,
украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из
глины, сделанные из бумаги.
Выражение в рисунке связного содержания требует овладения
передачей пространства, в котором располагаются предметы, их
сравнительной величины, положения относительно друг другу.
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности
определяются задачи воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому
большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения,
положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического
развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с
обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется
также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с
самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу.
Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной
деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей
развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается,
повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения
работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к
словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый
интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию
усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия.
Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к
результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем
самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами
своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают
удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают
новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться
хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по
указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает
стремление исправлять и улучшать свою работу.
Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к
работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение
справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно
более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои
замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он
воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в
хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах
допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более
быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней группе возможно
повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться
преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям.
Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям
категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с
медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое
значение в связи с подготовкой к школе.
Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о
тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу
аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от
дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом,
кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка -
координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.
Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности
объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на
изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на
украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако
при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме,
предусмотренном программой детского сада.
Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки,
которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по
изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом
пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в
отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных
по группе.
У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им
дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость,
поднимается его настроение.
Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к
указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их
самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети
должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы,
самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять.
Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они
в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие
дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно
деятельными без поддержки воспитателя.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени
благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания
содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо
поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей
изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не
только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает
воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо
учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости
создания персонажей, изображения места их действия и самого действия
доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные
условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно
переходят в эстетические чувства, содействуют формированию
эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном
возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение,
величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета,
ритма, формы, компонентов эстетического чувства, эстетического
восприятия и представлений.
Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно
заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в
окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы
дети получали возможность выразить полученные ими эстетические
впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего
материала.
1. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей.
При рассмотрении понятия «занятие по рисованию как основная форма
работы», следует различать типы и виды занятий по изобразительной
деятельности.
Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих
задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей,
сформулированной в задачах:
- занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с
новыми способами изображения;
- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов
действия, направленные на репродуктивный способ познания и
формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
- занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую
деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации
замыслов.
В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель,
задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом
процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностноориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности.
Художественное творчество предполагает проявление и развитие
индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является
учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению,
индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе
работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и
предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность
выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его
изображения.