алла кудрявцева
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождение к презентации.
19 слайд
Так как у детей движения кисти руки еще не совершенны при рисовании карандашами, кистью, то свою работу я начала от простого к сложному. Работу проводила в три этапа.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования (часть II)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
1 этап. Подготовительный. Цель его - уточнение и закрепление знания цветов, геометрических фигур и подготовка руки ребенка к рисованию. Рассматривали краски, вспоминали и закрепляли названия цветов через настольные и дидактические игры "Найди такого же цвета", "Цвета и краски", "Какого уарандаша не стало", мозаики и другие. На закрепление названий геометрических фигур проводила игры: "Найди такую же фигуру", "Подумай, подбери". Проводила игры с детьми на воображение: рисовали пальчиком в воздухе, например разные геометрические фигуры: круг, квадрат, простые предметы: солнышко, елочку; развивали мелкую моторику рук, воображение, фантазию через игру "Рисование нитками".
Прежде, чем приступить к рисованию пальчиками свою работу мы начали с обучения детей рисованию по крупе (манка, греча) и речному песку. Такие игры дарят ребенку тактильные ощущения, способствуют формированию координации движений глаз и руки. Сначала дети рисовали просто прямые линии, круги, волны, оставляли следы от пальчиков и ладошек. Затем предлагала дорисовать рисунки, например, лучики солнышку, колеса машине. Одновременно дети учились не только оставлять следы на песке, но и знакомились со свойствами песка:сухой, сыпучий, если его намочить, то сырой, на нем лучше видны следы пальчиков, ладошек. Предлагала детям рисовать камушками разной величины. Из них выкладывали простые геометрические фигуры: круг, квадрат, простые предметы - солнышко. Дети учились выкладывать камушки по контуру рисунка: рыба, шарик. На этом этапе дети начинали осваивать азы техники рисования пальчиками.
20 слайд
2 этап. Рисование пальчиками. Его цель - ознакомление детей с разными техниками рисования. Для рисования краску разводила до густоты сметаны и добавляла несколько капель моющего средства для посуды (так легче отмыть руки). Рисование проходило в несколько этапов.
21 слайд
Пальчиками легче всего рисовать точки. Ребенку интересно украшать точками заранее нарисованные предметы: мухомор, арбузные косточки, витаминки, точки у божьей коровки, яблочки. Или дополнить сюжетные картинки - дождь, зернышки для цыплят и так далее. Так можно раскрашивать любую раскраску, главное надо следить, чтобы точкование пальцем проходило не на одном месте. На этом этапе в начале нашей работы столкнулась с трудностями - некоторые дети боялись испачкать руки. Но процесс рисования других детей их увлекал и они тоже приступали к работе.
Учили детей рисовать сразу двумя пальчиками, используя одну краску, например виноград.
Учили смешивать краски пальчиками. Сначала использовали теплые цвета: красный и желтый, теплые и холодные цвета: синий и желтый. Дети учились растирать пальчиками краску, нанесенную на бумагу и очень удивлялись, увидев получившийся новый цвет. Например раскрашивали фон для бабочки, для шляпки и ножки гриба. С этой целью мы использовали паспарту.
22 слайд
Рисование несколькими цветами.
Затем учились рисовать, используя 2-3 краски. В результате дети задумались, как рисовать, объяснила и показала, что сначала надо один пальчик надо сначала окунуть в одну краску, другой - в другую. Так дети стали учиться рисовать, используя 2-3 пальчика с разной краской. Поначалу они забывали и один и тот же пальчик макали в одну краску, потом в другую. Конечно, было трудно. Но постепенно дети научились использовать в рисовании сразу 2-3 пальчика. Например, цветной дождик, салат из зеленого горошка и кукурузы, яблоки, новогодняя елочка. Раскрашивали предметные картинки, например бабочка, рыбка, юла. Из готовых работ потом создавали общие работы: натюрморт из фруктов, яблоня.
23 слайд
Линии.
Учились рисовать фалангой пальца, так рисовали камушки в море, аквариуме. Если приложить сразу 2-3 пальчика, то будет травка, кустики.
Учились рисовать пальчиками разнообразные линии: прямые, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии. Так рисовали вертикальные линии: заборчик, полоски у пчелки. Горизонтальные - дорожка для цыплят, лесенка для обезьянки.
Волнистые горизонтальные линии, так изображали воду для кораблика, уточка плывет по озеру.
24 слайд
Следующая техника это рисование ладошками. Для удобства детей краску наливали в блюдце, чтобы детям было удобно окунать ладошку. Затем учили детей самим раскрашивать свою ладошку при помощи кисточки. Существует несколько приемов рисования ладошкой:
1. Если приложить раскрытую ладошку пальцами вниз, то получится осьминожка, слоник, лошадка. Надо только дорисовать глазки, ротик, слонику хобот, хвостик, ушко и так далее.
2. Если приложить раскрытую ладошку пальчиками вверх, то получится ежик, птичка. Надо только дорисовать глазки ежику, клювик и глаз птичке.
3. Можно нарисовать ладошкой крону дерева раскрытой ладошкой, либо сомкнутыми пальчиками.
4. Можно приложить ладошку сомкнутыми пальчиками горизонтально, вот и пчелка. Надо только дорисовать полоски, крылышки или рыбку, дорисовав плавники, хвост, глазки.
5. Учили рисовать сразу двумя ладошками - птичка, бабочка.
С помощью отпечатков ладошек можно нарисовать цветок, солнышко.
25 слайд
Рисование кулачком.
Существует два вида отпечатка кулачка - со стороны большого пальца и со стороны мизинца. Так можно нарисовать телефон, улитку, уточку. Если приложить полураскрытый кулачок к листу бумаги, то получится бананы, крокодил, гусеница.
Рисуя ребром ладошки можно получить ствол дерева, заборчик.
Можно сочетать разные техники в одном рисунке, например отпечаток ребра ладошки - ствол дерева, а печать раскрытой ладошки или сомкнутыми пальцами - крона дерева и так далее.
26 слайд
3 этап. Его цель - закрепление полученных приемов и навыков. Для этого использовала коллективные работы, где дети учатся создавать картину совместно, учатся проявлять друг к другу уважение, терпение. В результате дети видят результат совместного труда. Например "Веселый поезд", осеннее дерево, новогодняя елочка.
В начале нашей работы мы встретились с трудностями. Вначале дети рисовали по-разному: кто-то указательным пальцем, кто-то сразу двумя, сложив их щепоткой. Были дети, которые отказывались рисовать только из-за того, чтобы не пачкать руки. Не у всех детей получалось держать пальчик ровный и негнущийся. Сейчас практически у всех детей имеются все необходимые умения и навыки рисования
27 слайд
В своей работе с детьми кроме ручной живописи использовала нетрадиционные изобразительные средства: ватные палочки, тычки полусухой жесткой кистью, губки, различные пробки и крышки, колпачки от фломастеров. предметы из строительного материала и так далее. Так на занятиях по сенсорному воспитанию дети печатали геометрические фигуры с помощью деталей деревянного конструктора, например кубик - получается квадрат, кирпичик - прямоугольник, треугольная призма - треугольник. Дети запоминали и закрепляли названия геометрических фигур, цвет, величину. Такой прием мя использовала и во время прогулок. Печатали деталями конструктора на песке. По изодеятельности мы создали коллективную работу "Сложим кубики".
Использовали различные крышки от баночек из-под кремов, колечки от пирамидок, различные пробки, так, например предложила детям дорисовать колеса у автобуса, выбрав по своему желанию любой нетрадиционный материал. Пробками рисовали колеса у поезда.
Использовала в рисовании ватные палочки. Так рисовали капли дождя, стекающих по стеклу и "Зажжем в доме огоньки", где ватными палочками дети рисовали снежинки, а поролоновыми тычками "зажигали" огоньки в доме.
Полусухой кистью дети рисовали шерстку кошечке.
Учились закрашивать фон при помощи губки, так мы рисовали волшебные рисунки. Я рисовала рисунки свечой, а дети раскрашивали листок губкой. Дети поверили в волшебство, когда увидели проявившийся рисунок.
Обучали детей рисованию по мокрому листу. Для этого они смачивали лист бумаги водой при помощи толстой кисти или губкой и рисовали веселый ветерок.
28 слайд
В конце января я провела промежуточную диагностику и увидела, что детей с низким уровнем уменьшилось с 48% до 35%, детей со средним уровнем увеличилось с 26% до 30%, детей с высоким уровнем также увеличилось с 26% до 35%.
В то же время я провела диагностику на выявление изобразительных способностей и освоение нетрадиционных техник. В результате я увидела, что у детей появился интерес и многие дети умеют рисовать нетрадиционными способами, используя пальчики, ладошки, штампы, печатки как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
29 слайд
Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями. Мы постарались привлечь родителей к освоению нетрадиционных техник рисования. Для этого использовала следующие формы работы с родителями: анкетирование, цель которого "выявить особенности развития познавательных эмоций и предпочитаемые детьми материалы для изодеятельности", мною было проведено родительское собрание на тему "Значение рисования в жизни ребенка", рекомендации "Рисуем дома", провела для родителей пальчиковый игротренинг, цель которого познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук, семинар-практикум "Путешествие с красками". Цель которого - создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми. Познакомила родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Организовала выставку книг по теме, в течение года были организованы мини-выставки из детских работ. Многих родителей заинтересовала моя работа. И мы организовали семейные выставки. Так в выставке приняли участие семья Миши Оржиковского, Насти Сусловой, Маши Симоновой, Вики Петровой, Сони Переверзевой, Алисы Лапшиной.
30 слайд
Моя работа тесно связана с работой других специалистов. Так взаимодействуем с музыкальным руководителем и педагогом-психологом. Рекомендации педагога-психолога постоянно размещаем на родительских стендах
Вывод
Работая по этой методике, я отметила, что у детей повысился интерес к рисованию. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени. Вся проделанная работа дала положительные результаты. Я считаю, что поставленные мною задачи были решены. Вовлекли родителей, которые увидели как велико значение нетрадиционной техники на развитие творческих способностей детей.
31 слайд
буду продолжать знакомить детей с разными нетрадиционными техниками и инструментами в зависимости от возраста детей. Это рисование пальчиками с усложнением, монотипия предметная и пейзажная, граттаж, кляксография обычная и из трубочки, набрызг, рисование свеча + акварель, восковые мелки + акварель и другие.