Шапкина София
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе лепки
▼ Скачать + Заказать документы
способностей у детей дошкольного возраста через лепку»
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, разный материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности. Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно- без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Проанализируем программно-методического обеспечения творческого развития дошкольников.
Программа «Детство» под ред. В. И. Логиновой. Программа разработана с позиции гуманистической педагогики. Все виды деятельности объединены в блоки. Каждый блок включает в себя игры упражнения, проблемные и бытовые ситуации, наблюдения и т. д.
Задача программы пробудить творческую активность детей, стимулировать
воображение и желание включиться в творческую деятельность.
Задачи блока «Развитие творческих способностей детей» :
-Формирование образных представлений о предметах и явлениях
окружающего мира, видения их общих, типичных признаков и свойств.
-Развитие художественного восприятия произведений искусств.
-Формирование навыков и умений творческой, изобразительной,
декоративной, конструктивной деятельности, а именно:.
а) умение выразительно передавать образы объектов окружающего мира,
изображать типичные и индивидуальные, характерные признаки предметов
и явлений,
б)приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.
В программе «Воспитание и обучение в дет. саду» под ред. М. А. Васильевой художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства. В программе недостаточно раскрытия вопросы развития личности
детей дошкольного возраста в изодеятельности и развитие их творческих способностей, поэтому обязательно использование дополнительных методик и технологий.
Программа «Радуга». Ее задачи по данному разделу:
1. Развитие эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства.
2. Побуждение к более совершенному и выразительному изображению тех предметов, которые уже лепили.
3. Способствовать проявлению индивидуальных интересов и предпочтений детей.
Отличительной чертой этой программы по изодеятельности является многократное возвращение к уже выполненной работе, дополняя ее, внося новые элементы, это, несомненно, является плюсом данной программы.
Моя работа направлена на полноценное развитие детей, на развитие их творческих способностей. Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние»,-писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия человека. Поэтому нам надо помнить :все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Для исследовательской работы поставлена цель: развитие творческих способностей детей через лепку.
Были выделены следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес, эмоционально - эстетические чувства, вкус. 2. Развивать последовательное, целенаправленное, целостное художественное восприятие.
3. Развивать и совершенствовать Навыки и умения в работе с разными материалами (пластилином, глиной) и разные способы действия с ними. 4. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество
Работа по развитию творческих способностей детей провожу на непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
НОД проводятся два раза в месяц в чередовании с аппликацией. НОД
строятся по тематическому принципу, т. е. связаны с рисованием и
аппликацией.
На каждом НОД решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других НОД: расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу от простого к сложному. Завершением цикла НОД по теме может быть коллективная работа, выполненная в свободное время. Коллективная изобразительная деятельность эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Она дает возможность формировать умения и навыки работы вместе, строить общения, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно-ценных мотивов. В средней группе предусмотрено недостаточной количество занятий по лепке, поэтому основная работа по закреплению полученных умений и навыков ведется в свободное время. Для этого в группе создана зона изобразительной деятельности, где есть все необходимое для совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь материал расположен доступно для детей. Материал расположен по видам деятельности: для рисования, для лепки, для аппликации. Для того, чтобы дети знали где что находиться, мы с детьми в свободное время изготовили поделки-символы, которые периодически меняются на новые, например, условный символ для рисования- матрешка, раскрашенная нетрадиционным способом, для лепки- плоскостное изображение по временам года из пластилина, для аппликации- букет осенних цветов из фантиков. В зоне изобразительной деятельности в нашей группе много книг-раскрасок, которые можно раскрашивать кисточками, пальчиками, палочками и т. д. Детям очень нравиться лепить поделки с использованием природного, бросового материала, который в достаточном количестве есть в шкафчике для лепки. Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительного творчества проводится в любое свободное и удобное для ребенка время. Может проходить индивидуально, парами или небольшими группами.
Дети среднего возраста еще не достаточно самостоятельны, поэтому совместная деятельность воспитателя с детьми занимает большое место в моей работе. Дети любят лепить, рисовать для своих родителей, изготовлять поделки к праздникам, для оформления группы, раздевалки. Дети стремятся получить оценку своих работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Воспитание стремления выполнять работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на неё порадовались другие - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.
Средний дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Малыши учатся и растут играя. Игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому отдаю предпочтение игровым занятиям.
Большое значение для развития навыков и умений оказывает дидактическая игра, которую провожу как часть занятия, в свободное время и как индивидуальную работу. Очень популярны игры в младшей группе «Цвет и форма», «Собери картинку», «Спрячь мышку», «Что изменилось» и т. д. В них закрепляла знания основных форм, цветов, величины; внимания, мышления. В средней группе характер игр изменяется: "Найди по описанию", «Формы», «Волшебный треугольник», «Составь натюрморт» т. п. В них также закрепляю знания цветов и их оттенков, величинных, пространственных соотношений, формы. Развиваю мышление, внимание, память, мелкую моторику. Большую роль в развитии творчества детей играет взаимодействие воспитателя с другими специалистами. Для этой цели ведется тетрадь взаимодействия, в которой специалисты дают рекомендации, советы по работе с детьми.
Немаловажную роль в развитии творчества детей отводится семье. Стараюсь внушить родителям, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его как личность. Для родителей провожу индивидуальные беседы:
- «Что можно сделать с ребенком в свободное время»,
-«Развиваем творчество детей», -открытые занятия,
-выставки совместных работ.
Родители принимают активное участие в оборудовании предметно-развивающей среды, зоны изобразительной деятельности.
Библиография
1. Вайнерман С. М., Большее А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»,М-2001 г.
2. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольников в изобразительной деятельности», М-2001 г.
З. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малы шей»,М-2008 г.
4. Дик Н. Ф. «Развивающие занятия художественно-эстетического цикла для
дошкольников» М-2007
5. Казакова Р. Г. «Развитие у дошкольников творчества». М-1985 г. б. Комарова Т. С. ,Савенков A.M. «Коллективное творчество дошкольников», М-2005 г.