Ольга Яковлева
Развитие творческих способностей средствами ритмической пластики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы играть и двигаться, и это ведущий мотив их существования. Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движения, которые предлагают использовать в развитии не только методы воздействия на сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть танцевальные. Ребенку необходимы упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и сенсорное самовыражение. Упражнения работают на выход агрессии, страхов, снятие психо -эмоционального напряжения, принятия своего тела, ощущение движений, которые он выполняет. Научившись свободно двигаться, ребенок открывает в себе творца, всю полноту окружающего мира, чувствует, что он часть этого мира и одно целое в нем. В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных эмоциональных – это танцевально – ритмическая гимнастика. Посредством музыки ребенок развивает умение выражать в движении характер музыки, ее настроение. В основе ритмической пластики лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
Публикация «Развитие творческих способностей средствами ритмической пластики» размещена в разделах
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Развитие творческих способностей посредством ритмической пластики, потребности самовыражения в движении под музыку, развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации.
Задачи:
1. Развитие музыкальности : способности воспринимать музыку, понимать ее содержание, чувства ритма, музыкальной памяти;
2. Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности, координации, гибкости и пластичности, обогащение двигательного опыта;
3. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции, тренировка подвижности нервных процессов, развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;
4. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать, формирование такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми.
Система работы.
Для внедрения культуры танца были апробированы такие программы: «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирелева, Е. Г. Сайкина., «Учите детей танцевать» Т. В. Пуртова., А. Н. Беликова., О. В. Кветная. Но не все из этих программ предлагали интеграцию различных видов педагогического процесса. Практика показала, что программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, предлагает такой репертуар, который можно использовать не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на досугах, спектаклях.
Использование на физкультурных занятиях ритмических композиций, образно – игровых упражнений, помогает развивать не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость, и точность, координацию, и что очень важно в развитии воображения детей, их эмоционально-волевой сферы. Пропуская через себя музыку, обыгрывая ее настроение телом, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного. Для этого очень хорошо подходят сюжетно – ролевые музыкальные игры, которые позволяют детям войти в образ какого–то животного, стать героем, творцом, почувствовать поддержку своих товарищей. Помогая детям самовыразиться в танце, сюжетно – ролевую игру можно плавно подвести к театральной постановке, которая позволит ребенку выбрать или примерить ту роль, которая для него наиболее приемлема. Подготовка к спектаклю проходит в течение полугода – так в первой половине учебного года осуществлялась подготовка спектакля «Золотой ключик». Совместно с музыкальным работником была подобрана музыка, которая наиболее всего соответствовала персонажам сказки, детям было предложено через музыку выразить характер героев.
Интегрированный подход к организации театрализованной деятельности позволяет в ходе физкультурных занятий включать ритмические композиции, составленные на основе комплекса общеразвивающих упражнений, по тематике подходящих к сюжету. Прослушивание музыки, беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, создание костюмов и декораций самими детьми, позволяет детям окунуться в сказку, прочувствовать ее. При работе над постановкой происходит творческое раскрепощение детей. Наиболее яркие и понравившиеся композиции дети исполняют на спортивных, физкультурно – оздоровительных и тематических досугах.