Светлана Толпекина
Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад № 442 г. Челябинска»
Толпекина Светлана Сергеевна
педагог по изобразительной деятельности
Челябинск, 2022
Конспект проведения развлекательной деятельности «Уральские мастера» по художественно-эстетическому развитию дошкольников в подготовительной группе
Публикация «Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
Цель. Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Южного Урала. (Каслинское, Кусинское литье, Златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство)
Задачи.
- Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству Южного Урала.
-Формирование представления детей об основе декоративно-прикладном искусстве Южного Урала.
- активизировать и расширить знания о промыслов Урала;
- закрепить с детьми нетрадиционной техникой граттаж – процарапывание.
Материалы: экран, экспозиция (каслинского, златоустовского, камнерезного искусства)
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы провести время с пользой. Поговорить, полюбоваться, узнать новое о необыкновенной красоте нашей малой родины.
- ребята, а как называется то место России, где мы с вами живем?
Слайд.
- Наш край, наша малая Родина получила название по уральским горам, рядом с которыми мы живем. В центре страны с севера на юг пересекают уральские горы.
Слайд.
- Наш Урал известен на весь мир. Его величают – батюшкой Уралом.
Слайд.
Согласитесь очень красивые слова об Урале
Нет во всем мире земли,
Где бы хранилось столько богатств,
Где бы были так могучи силы недр.
И так, чем же славится наш Урал, давайте перечислять.
Первое чем славится Урал – это поделочные камни – самоцветы.
Слайд.
1. Все камни разные, они отличаются по форме, цвету, твердости. Вот какую красоту создала природа. Посмотрите, какие камни – это селенит, малахит, яшма и много других.
- Как выдумаете, что мастера делали из камней?
- Да, украшения, шкатулки, различные фигуры.
Уральский писатель п. Бажов вдохновившись красотой камней написал много сказов. А вы знаете сказы и героев П. Бажова?
(Хозяйка - медной горы, Данила Мастер.)
- Ребята, давайте мы с вами тоже откроем ларец с нашими разноцветными камнями и поиграем.
(выходят в центр зала, выполняют массаж для рук с камнями под музыку.)
- Молодцы ребята, почувствовали силу и красоту камня.
2. Каслинское искусство
- Но есть на Урале и другие мастера. Давайте обратим внимание на эти скульптуры. Вы уже немного знакомы с ней. Как называется оно? Каслинское литье!
Каслинское литьё-
Замечательно оно.
Из чугуна отлито
Чёрным лаком покрыто… (авт. Семёновых Н. А.)
В г. Касли находится крупный завод по архитектурно-художественному литью.
Из тяжёлого чугуна отливают ажурные решётки, вазы, скульптуры.
Тяжелая работа мастеров по металлу. Но мастера всегда находят время после тяжелой работы на отдых, они поют, танцуют, играют на муз. инструментах.
Давайте мы с вами организуем оркестр.
Хороши мастера. Работают на славу и про отдых не забывают.
3. Златоустовская гравюра
Есть еще другой город на урале. Город златоуст. Именно там зародилось такое известное искусство как гравюра на стали. Посмотрите, какая красота!
(экспозиция гравюр)
- это Златоустовская гравюра. 200 л. назад появился этот промысел. Иван Бушуев создал свою первую гравюру, когда ему было 14 лет. На фабрике изготавливали оружие. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Позже на фабрике начинают украшать бытовые приборы, различные шкатулки, ларцы подносы, появляются и столовые приборы.
- Посмотрите, что изображено на гравюрах? (животные, природа, сказочные герои.)Чаще всего Златоустовские мастера изображали красоту Уральского края, леса, поля, горы, реки и озера.
- А, вы хотите превратиться в Златоустовских мастеров и изобразить на своих гравюрах красоту уральской природы? Для этого нужно пройти через волшебный дождь, который поможет нам попасть в мастерскую.
Дети проходят через волшебный дождь.
Предлагаю взять подготовленный картон и палочку для граттажа. Процарапать узоры, рисунки.
- Работа у уральских мастеров была не из легких, но они всегда старались красиво сидеть за своими рабочими местами. Случалось, что они могли испачкаться во время работы, но у них существовало правило – закончи дело, а уж потом мой руки смело. Давайте и мы будем соблюдать эти правила.
- У каждого человека на его родине есть любимый, милый сердцу уголок природы. Может быть, вы нарисуете именно его. А может кто-то вместе с родителями побывал в красивых местах уральского края и захочет изобразить эти места.
По ходу работы оказываю индивидуальную помощь, используя прием «рука в руке», напоминая о силе нажима на карандаш, при этом спрашивая у ребенка разрешения.
В процессе творческой деятельности хвалю удачные изображения детей.
Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.
- Вам понравился наш способ изготовления гравюр?
- Какая замечательная природа на Урале. Это ее красота помогла Златоустовским мастерам и нам создать такие прекрасные гравюры. Вам нравится природа нашего края? Поэтому нам надо обязательно беречь природу и любоваться ее красотой.
- А теперь возьмите их в руки и полюбуйтесь, у каждого из вас изображено что-то свое, но каждая работа красива по-своему.
Прекрасны ваши гравюры,
И на глади черной узор.
Золочёная паутинка,
Привлекает лёгкостью взор.
- Спасибо вам ребята, очень приятно было работать сегодня с такими умелыми мастерами.
А из ваших гравюр предлагаю организовать в группе выставку.