Приложение МААМ

Развитие точного интонирования у дошкольников

Любовь Бурмистрова
Развитие точного интонирования у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие чистоты интонирования

у дошкольников»

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающие разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.

Публикация «Развитие точного интонирования у дошкольников» размещена в разделах

Навыки чистоты интонации является достаточно сложной задачей для многих педагогов. И основой формирования данного навыка является координация между слухом и голосом. Чтобы вызвать у детей активное желание петь, необходимо применять разнообразные методические приёмы, игровые и зрелищные моменты. У дошкольников непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребёнка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника слабый, дыхание поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Обязательно нужно относиться к детскому голосу осторожно и бережно. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.

Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

–доступность текста и мелодии;

соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года, до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию певческих навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью упражнения:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью;

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:

– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;

– картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства :

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г. А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе:

– утрированный показ;

– артикуляционную гимнастику;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка.

Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.

Последовательность в освоении интервалов педагог может выбрать по своему усмотрению. Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал «терция». Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.

Интервал «прима»

Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение «Поймай голосок» (автор С. А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет) А сейчас?. А сейчас?. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.

Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, например, «Назови себя» :

I I I I I

Ко-ля, На-та-ша

Целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, по очереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.

Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.). Здесь дети должны «удержаться» уже на нескольких звуках.

Интервал «секунда»

Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается большой секундой. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании большой сеунды, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале («Лиса по лесу ходила», рус. нар. прибаутка; «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие из сборника «Маленькие песенки» Е. Тиличеевой).

Необходимо использовать песенки-упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты. Важно, чтобы мелодия содержала только конкретный интервал. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие воображения у дошкольниковРазвитие воображения у дошкольников «Все мы родом из детства» А. Сент-Экзюпери Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка.

Автор публикации:
Развитие точного интонирования у дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2022 в 10:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие точного интонирования у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бурмистрова (УИ 772725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД