Любовь Бурмистрова
Развитие точного интонирования у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чистоты интонирования
у дошкольников»
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающие разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.
Публикация «Развитие точного интонирования у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Навыки чистоты интонации является достаточно сложной задачей для многих педагогов. И основой формирования данного навыка является координация между слухом и голосом. Чтобы вызвать у детей активное желание петь, необходимо применять разнообразные методические приёмы, игровые и зрелищные моменты. У дошкольников непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребёнка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника слабый, дыхание поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Обязательно нужно относиться к детскому голосу осторожно и бережно. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:
– художественная ценность;
–доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года, до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию певческих навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью упражнения:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.
Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:
– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;
– картинки, основанные на ассоциациях;
– различные наглядные пособия.
Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства :
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г. А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.
Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка.
Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.
Последовательность в освоении интервалов педагог может выбрать по своему усмотрению. Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал «терция». Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).
Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.
Интервал «прима»
Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение «Поймай голосок» (автор С. А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет) А сейчас?. А сейчас?. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.
Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, например, «Назови себя» :
I I I I I
Ко-ля, На-та-ша
Целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, по очереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.
Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.). Здесь дети должны «удержаться» уже на нескольких звуках.
Интервал «секунда»
Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается большой секундой. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании большой сеунды, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале («Лиса по лесу ходила», рус. нар. прибаутка; «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие из сборника «Маленькие песенки» Е. Тиличеевой).
Необходимо использовать песенки-упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты. Важно, чтобы мелодия содержала только конкретный интервал. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.