Родионова Людмила Александровна
Игры для развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Публикация «Игры для развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
Твёрдый - мягкий
Вам понадобятся: камень, деревянные бруски, металлические предметы, пластмассовые игрушки, вата, мягкие игрушки, одежда и т. д.
Практические действия:
Твердые - ощупывают, надавливают, стучат, сжимают, бросают, дуют.
Мягкие - ощупывают, сжимают, стучат, бросают, дуют.
Игра: «Найди на ощупь»
Тёплый – холодный
Вам понадобятся: тазики с водой различной температуры, лед, фен, вентилятор
Поднести руки (не очень близко) к свечке.
- Что чувствуете?
Подержать в руках кусочек льда.
- Что чувствуете?
Опускание пальчиков в тазики с водой различной температуры и определение, где теплее, где холоднее.
Стимуляция теплым и холодным воздухом (фен, вентилятор).
Вязкий – липкий
Вам понадобятся: варенье, желе, тесто, глина, пластилин
Опустить пальчики в варенье.
- Что почувствовали?
Соприкоснуться пальчиками, намазанными вареньем.
Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
Помять кусочки глины, пластилина, теста.
Оставить отпечатки.
«Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
(варианты игры)
«Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры : предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
Найди не похожие крышечки
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры : предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.
«Сделай такой же узор»
Цель: учить различать и находить предметы определенного цвета
и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.
Ход игры : предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.
Игры с песком
Вам понадобятся: ёмкость с чистым просеянным песком, игрушки, формочки, лопатки, воронка, трубочки, камни, сито Можно играть на даче, на детской площадке.
Игра «Отпечатки наших рук»
Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях. Затем ребенок пытается рассказать, что он чувствует.
Взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх. Аналогичная работа.
«Поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).
Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка и т. д.).
Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком.
Группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; понаблюдать загадочные следы;
«Поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера; при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз»; для сравнения ощущений можно проделать то же упражнение по поверхности стола.
Игра «Что же спрятано в песке?»
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки (сначала в сухом песке, а затем в мокром).
Игра «Мина» (с рукой и игрушкой).
Задача: откопать руку или игрушку, не дотрагиваясь до них.
Разнообразные действия с песком и наблюдения:
Пропустить «грязную» воду через песок. Сравнить отфильтрованную воду с грязной.
«Выпечка» пирожков без формочек, с помощью рук.
Набирать песок в ладошки и ссыпать обратно в емкость, просыпать сквозь пальцы.
Насыпать совком песок в стаканчики.
Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги.
Рассматривание песка с помощью лупы. Сделать вывод: каждая песчинка лежит отдельно.
Подуть через соломинку для коктейля (игрушечный ветер). Сделать вывод: песчинки сдуваются, «убегают от ветра». Воткнуть палочку в песок. Сделать вывод: песок рыхлый.
Аккуратно налить немного воды в стакан с песком, потрогать песок. Посмотреть, куда исчезла вода. Сделать вывод.
Опыт «Оставь следы» (на сухом и мокром песке).
Пропускание песка через трубочку, воронку; проба что – нибудь слепить из сухого песка. Сделать вывод.
Смачивание песка водой (обратить внимание на то, что если налить много воды, получится не тесто для пирожков, а жидкая «каша – малаша».
Наполнение мокрым песком формочек, разравнивание рукой, совочком; «выпечка пирожков».
«Лабиринт»
Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.
Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).
Ход игры : педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры : рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры : на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т. д.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).
Ход игры : в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.