Долгих Оксана Анатольевна
Развитие свободного общения у детей 3–7 лет со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие свободного общения у детей 3-7 лет со взрослыми и сверстниками.
Современный ребенок лишен общения в прямом смысле этого понятия: на cмену “живому” общению пришло общение виртуальное – через телевизор, компьютер, сотовый телефон.
Публикация «Развитие свободного общения у детей 3–7 лет со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Родители так же перешли на такое общение, заменяя рассказывание сказок, пение птиц, колыбельных аудиовидеозаписям, а разговоры о жизни с ребенком, о его переживаниях, радостях свели к минимуму, ограничиваясь неискренними фразами и монологами воспитательно-назидательного содержания. А ведь именно свободное и “живое” общение имеет огромное значение в формировании человеческой психологии, ее развитии. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Содержание рабочей программы “Развитие свободного общения у детей 3-7лет со сверстниками и взрослыми”направлено в первую очередь на реализацию задач образовательной области “Коммуникация”(в соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования) и оптимальной подготовки ребенка дошкольника к обучению в школе, социальной адаптации в обществе.
Содержание рабочей программы направлено на достижение таких задач, как
1. Воспитание у ребенка способности оставаться в коллективе свободной и независимой личностью.
2. Формирование у ребенка понимания значимости своего личного “Я”.
3. Формирование моральных качеств (развитие понимания не утверждать свое личное “Я” за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушения их интересов).
4. Формирование социально-значимых качеств : подчинение заданным правилам совместной работы,принимать на себя разные роли (лидера, исполнителя, наблюдателя).
5. Формирование коммуникативных навыков (умение слушать партнера, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, в том числе и деловые; вести дискуссии, доказывать свою правоту и признавать правильность позиции других людей).
6. Обучение детей позитивному общению, установке эмоционально - благоприятных личных взаимоотношения ;разрешению конфликтных ситуаций в сфере личных и деловых отношений.
Формами реализации содержащей рабочей программы является: Совместная партнерская образовательная деятельность (трудовая, игровая деятельность, художественное творчество).
1. Совместная партнерская деятельность в режимных моментах.
В результате целенаправленной работы в рамках рабочей программы “Развития свободного общения у детей 3-7 лет со взрослыми и сверстниками”у ребенка формируются навыки самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека: обогащается активный словарь, повышается культура речи.
Формируются навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на гармонизацию интересов.
У детей развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих детей и взрослых, повышение самоконтроля в отношений проявления своего эмоционального состояния в ходе общения :развивается эмоционально-волевая сфера, самосознание. Остановлюсь на особенностях организации образовательной работы с детьми разного возраста.
В младшем возрасте (3-4года) ребенку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил свое веселье. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желание, настроения, как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом,в котором он видит себя.
В этом возрасте важно обращать внимание ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то что он умеет делать те же простые действия (хлопать руками,прыгать,кружится)лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действует одновременно и одинаково. Это хороводные игры :”По дороге Валя шла”,”Солнышко и дождик ”,”Ножки”,”Раздувай пузырь”,”Зайка”,”Карусели”-они помогают завоевать доверие и расположение детей,знакомят и сближают детей друг с другом и воспитателем. В результате у детей развивается склонность к подражанию, формируются новые виды движений,ребенок учится согласовывать свои движения с другим ритмом текста. Используется игры,развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, например: “Саночки-догонялочки”,”Лохматый пес”,которые помогают воспитать у детей смелость, развивают способность избегать опасность,управлять своим поведением.
В результате ребенок становится смелым и решительным, что помогает в его общении со сверстником. Также в этом возрасте используются : подвижные игры :”Воробушки и автомобили”,”Смелые мышки”. С их помощью у детей идет формирование умений управлять своим поведением, воспитание умений сдерживать себя, оценивать выполнения игровых правил. В результате ребенок учится управлять своим поведением, воспитание умений сдерживать себя, оценивать выполнения игровых правил. В результате ребенок учится управлять своим поведением, происходит формирование его волевых качеств.
В работе с детьми применяются словесные игры,так же,как “Где мы были,не скажем,а что делали покажем”,”Кто в доме живет?”. С их помощью у детей идет развитие речевой и двигательной активности; развивается творческое воображение, сообразительность, развитие правильного произношения.
Ведется работа по развитию свободного общения и в совместной деятельности (в режимных моментах) : это беседы:”Водичка, водичка, умой мое личико”,”Мы едим”(во время обеда). В ходе бесед решаются задачи и формирование КГН:- самостоятельности ; формируется привычка к чистоте и опрятности,бережное отношение к предметам личной гигиены.
Главным содержанием образовательной работы с детьми 4-5 лет становится общее дело-игра. Если дети 3-4 лет играли рядом, но не вместе,если им важно было внимание и соучастие сверстников, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата.
Такого рода взаимодействия называется сотрудничеством. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение, то есть, игра. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность,обида на ровесника. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети,которые умеют и любят играть,обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли,создавать игровую ситуацию. Поэтому, профессиональные усилия воспитателя должны быть направлены:
-на организацию и включение детей в совместную игру (желательно ролевую).
-на оказание помощи детям придумывать интересный сюжет.
Таким образом,такая общая игра станет для них для них важнее похвалы или собственных успехов.
Развитие свободного общения происходит в играх с правилами ; например: подвижные игры “Кот и мыши”,”Кот у птички”,”У медведя в бору, настольные ”НА удачу””Лото””Гусек””Поймай рыбку”дети упражняются в совместных играх с правилами, ориентируются в использовании правила очередности при организации игры. В результате у детей воспитываются сдержанная реакция на результатов состязания,успехов в игре. Также используются сюжетные игры, как “Больница,”Семья”,Автобус”,”Пароход” по мотивам литературных произведений:”Колобок”,”Репка”,”Маша и медведь”; В. Сутеева “Кто сказал мяу?”,они помогают формировать у детей умение включаться в ролевое детей развивается творческое воображение, повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде, формируется умение включаться в ролевое взаимодействие с партнером, активизировать ролевой диалог. Таких образом,у детей развивается творческое воображение, повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде, формируется умение самостоятельно распределять роли с учетом возможностей,интересов и желаний друг друга. Игры на развитие эмоции “История про обидок и грустинок”,”Волшебный стул”,”Кладоискатель”,направлены а развитие у детей положительных эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снижение психоэмоционального напряжения. Таким образом, используя эти игры, у детей формируются положительные эмоции, развивается умение правильно выражать свои эмоции и чувства. Для развития свободного общения используются спортивные эстафеты:”Кто быстрее доползет до мяча”,”Попади в воротца”,”Сбей кеглю”,”Кто первый”,они воспитывают интерес к активной двигательной деятельности, развивают умения быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Таким образом, у детей появляются положительные эмоции, повышается двигательная активность. Они чаще вступают в общение со сверстниками. Применяется и совместная деятельность в режимных моментах,это беседы, например,“Для чего нужно пить молоко”(во время полдника,”Как ухаживать за своими волосами”(после дневного сна,которые направлены на сформирование положительного отношения к молочному продукту; позволяет рассказать о значимости молока для растущего организма,повысить интерес к предметам личной гигиены. Таким образом, дети не только легко включаются в общение, но еще у них формируются навыки ухода за волосами, то есть решаются и специфические образовательные задачи, в данном случае образовательной области”Здоровье”.
К 6 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.
В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем,что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том,где они были и что видели, делятся своими планами, делают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлечененность ребенка в деятельность и переживание сверстников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов,которыми она обладает.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего организма.