Татьяна Гицевич
Развитие связной речи у дошкольников посредством элементов театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников посредством элементов театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик. Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, используя и свои наблюдения, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность. Так как театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. В них удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
Особая роль отводиться интонационной стороне речи, таким её элементам, как мелодика, тембр, ритм, сила голоса, темп речи. Такие характеристики во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Используем в работе творческие методы, игровые ситуации, игры.
Например, работа со сказками, с целью развития связной речи и построения диалога: знакомые герои в новых обстоятельствах - данный метод развивает речь, фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, ведь привычные герои попадают в другие обстоятельства. Коллаж из сказок, где может быть начало от одной сказки, конец из другой. Вариантов и переплетений ситуаций может быть множество. Сказка от считалки, считалка разучивается наизусть, обыгрывается несколько раз в подвижных играх. Затем предлагается загадочное начало, идущее от её содержания. Фразеологизмы, поговорки, взятые из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат отправной точкой для создания сказочных сюжетов. Например фразеологизм: Крокодиловы слёзы. Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слёзы.
Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно — пространственная среда : сюжетные игрушки; игрушки, изображающие предметы труда и быта; атрибуты к сюжетно-ролевым играм, отражающим простые жизненные ситуации и действия «Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Почта»,; куклы; наборы разных видов посуды.
В группе есть и театрализованный уголок с разными видами театра, маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т. д, фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, пилотки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т. д.).
Используем и дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др. ; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек», наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Расскажи почему?» и т. д.
Осуществлять данную работу невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. Они участвуют и в заучивании слов, в подготовке и просмотре спектаклей, изготовление и подборе атрибутов.
Литература.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2016
3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Творческий Центр, Москва, 2019.