Гаць Наталья Александровна
Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….5
I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9
1. Теоретические аспекты развития связной речи дошкольников через театрально – игровую деятельность…. 12
1.1. Психологические особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…. 12
1.2. Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе….20
Публикация «Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
II. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРА И МОДЕЛИРОВАНИЯ….24
2.1. Театрализованная игра – как одна из видов игр развития связной речи детей…24
2.2. Роль фольклора в развитии связной речи детей…. 30
2.3. Жанры детского фольклора…. 32
2.4. Место детского фольклора в повседневной жизни дошкольников…. 46
2.5. Возрастные особенности восприятия дошкольниками выразительных средств языка….48
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ…. 50
3.1. Метод моделирования – как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…. 50
3.2. Актуальность метода моделирования в развитии связной речи дошкольников…. …. 57
3.3. Научность метода моделирования …. 58
3.4. Результативность моего педагогического опыта…59
3.5. Инновационность представляемого мною опыта …. 69
3.6. Технологичность представляемого опыта…. 70
3.7. Основные элементы …. 71
IV. ВЫВОДЫ…72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 72
ЛИТЕРАТУРА …75
ПРИЛОЖЕНИЕ
IV. ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, совершив исследование теоретических и практических основ развития связной речи посредством театрализовано-игровой деятельности с использованием фольклора и моделирования, нами сформулированы выводов.
Речь в психологии рассматривается в тесной взаимосвязи с языком, общением и мышлением, которое столь сложно, что каждый очередной шаг в их познании приводит в появлению новых проблем. На сегодня психологической наукой решается ряд вопросов, которые состоят в том, чтобы определить, что исторически первично – речь или язык, является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счёт социального опыта, должна ли психология заниматься языком или может ограничить свои исследования речью. Ответы на эти и другие вопросы открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.
Путем анализа и сравнения подходов к определению речи в научной литературе, мы пришли к выводу, что речь это процесс общения, а язык – средство общения. Также речь следует рассматривать, как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения и др.,
Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основными формами организации театрализованной деятельности есть : театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность. Типами театральной непосредственной образовательной деятельности являются : типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное и фрагментарное.
На основании теоретических аспектов развития связной речи посредствами театрализованной деятельности, каждым педагогом-воспитателем детского сада разрабатывается методика осуществления театрализованной деятельности, при этом обязательно следует брать во внимание особенности эмоционально-личностного развития каждого ребёнка. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодня появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. При этом все рассмотренные в процессе исследования программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В целом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности связной речи и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении ряда условий. 1. Единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
2. Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
3. Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
4. Наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми; 5. Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Проведенное практическое исследование развития связной речи посредствами театрализовано-игровой деятельности с использованием фольклора, моделирования, позволило сделать ряд выводов.
Экспериментальная работа уже на поисковом этапе исследования обнаружила динамику развития связной речи детей, что позволяет сделать вывод о возможности и необходимости целенаправленного развития связной речи, усложнения, разнообразия, содержания методов и приёмов обучения.
В целом по результатам практического исследования, мы сделали обобщающий вывод о том, что позитивная динамика показателей связной речи у дошкольников имеет позитивную тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приёмов и методов театрализованной деятельности, и устного народного творчества. То есть, мы доказали гипотезу, которая была нами выдвинута в начале научного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 1999. – 159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М. : Просвещение, 1996.
4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С. 14-15.
5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 160с.
6. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №12. – С. 43-47.
7. Дошкольная педагогика : Учебник. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1991.
8. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 105-112.
9. Мухина В. С. Детская психология. – М. : Апрель-пресс, 1999. – 315с.
10. Номов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Владов, 2000. – кн. 1: Общие основы психологии. – 345с.
11. Номов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Владов, 2001. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
12. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С. 52-54.
13. Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1995.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2001. – 433с.
15. Спилберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. – 2004. - №4. – С. 12-14.
16. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. / Под ред. О. С. Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.
17. Смирнова Е. О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997. – 215с.
18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М. : Просвещение, 1990.
19. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С. 59-66.
20. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1991.
21. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М. : Просвещение, 1995. – 348с.
22. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. - №3. – С. 5-19.