Валентина Ланцова
Развитие спортивной одарённости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие спортивной одарённости у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по физической культуре со спортивно одарёнными детьми) Ланцова Валентина Федоровна, инструктор по физической культуре МАДОУ Детский сад № 11 «Звездочка» Старооскольского городского округа (Белгородская обл.)
Публикация «Развитие спортивной одарённости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время в эпоху цифрового образования изменение общественного сознания диктует необходимость реновации образовательной деятельности. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации ставит одну из приоритетных задач образования — модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ на развитие творчески одаренных личностей, который получил отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996, Национальный проект Российской Федерации «Образование» на 2019–2024 годы, Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы [2]. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности российских детей ставятся в качестве одной из приоритетных задач. Реализация стратегических задач, в соответствии с основными направлениями концепции физической культуры и спорта в Российской Федерации, направлена на активизацию мер: поиск спортивно одарённых детей и создание условий для работы с ними. В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития спортивной одарённости [1]. Дошкольное детство — благоприятный период для развития спортивной одаренности. Однако, эти возможности практически не используются. Это связано с ориентацией на «среднего» ребенка и отсутствием системы работы с одарёнными детьми. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению поддержанию и развитию спортивной одаренности дошкольников. Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта на основе способностей — совокупности качеств личности, которые соответствуют объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающие успешное её выполнение. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «физическое развитие» является развитие двигательной одарённости детей старшего дошкольного возраста. В практике работы осуществляется активный поиск подходов в работе со спортивно одаренными детьми, методов и средств реализации данного направления деятельности, в рамках сетевого взаимодействия. Практическая деятельность инструктора по физической культуре данного дошкольного образовательного учреждения позволила выявить значительный потенциал в работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОО, сохраняющих психическое здоровье каждого одаренного ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности. — Как распознать детей, наделенных физическими способностями? Они упорные, ловкие, выносливые, направляют все усилия на достижение цели. С удовольствием бегают, прыгают, играют в спортивные игры с азартом, не боятся упасть, умеют выполнять гимнастические и ритмические упражнения под музыку. Характерной особенностью таких детей является высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей, нацеленность на результат, соревновательность [6]. Важной психологической чертой спортивно одаренных детей является умение соревноваться. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям. Поэтому, в реальной практике дошкольного учреждения остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию спортивно одаренных дошкольников. На основе комплекса методов (анализ научной литературы, сравнение, обобщение, синтеза, экспертная оценка) авторами были выявлены возможности в обогащении детского развития. Анализ научной литературы и практики современного дошкольного образования позволил инструкторам утверждать, что успешность деятельности педагога дошкольной организации с использованием амплификации в детском развитии определяется реализацией комплекса педагогических технологий, обеспечивающих вариативность содержания и разнообразие организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. С учетом полученных данных была разработана система работы «Вершины к горизонтам» (авторская методика) развития двигательной одаренности с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности, на ограниченной поверхности, с созданием условий для развития спортивной одарённости детей старшего дошкольного возраста. При её разработке инструктор по физической культуре базировалась на идее амплификации (обогащения) физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста, где амплификация основана на обогащении качественных параметров содержания физической подготовленности дошкольников и осуществлялась на двух уровнях — «горизонтальном» и «вертикальном». На уровне «горизонтального» обогащения, осуществлялось дополнение образовательной программы различными усложнениями (на основании плана). Уровень «вертикального» обогащения включает работу по авторской программе «Вершины к горизонтам» для дошкольников физкультурно-оздоровительной направленности, имеющих признаки спортивной одаренности. Принципиальным отличием данной системы от традиционных программ является включение элементов усложнения в содержание игровой и двигательной деятельности, ориентация на двигательную инициативность и соревновательность, активизация лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка, так как на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду проводится недостаточное количество упражнений на уменьшенной площади опоры (равновесия, балансировки и др.). Следуя наблюдениям, видим, что применение стандартных упражнений зачастую ведёт к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие не только к снижению результативности, но и утраты природных задатков. Новыми подходами в реализации данной программы являются использование на физкультурных занятиях с дошкольниками двигательных заданий повышенной координационной сложности, на уменьшенной опоре (как 3 занятие). Анализ прироста результатов в ДОО, позволяют констатировать более ранние темпы увеличения показателей к 7 годам. Таким образом, была доказана эффективность предложенной методики, и, следовательно, использование в дошкольных образовательных учреждениях гимнастических упражнений повышенной координационной сложности в сочетании с легкоатлетическими упражнениями позволила повысить уровень развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста, мы выделяем: — у юных спортсменов очевиден личностный рост каждого; — дети приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления: они находили креативные решения, стали инициативнее, раскрепощённее; — дети ушли от стереотипных образов, движения выполняют через призму своего индивидуального видения. В соревнованиях — они лидеры! И, конечно же, развивается юная неповторимая личность ребенка!
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17 октября 2013 г. № 1155. 2. Нацпроект «Образование» Федеральные проект «Успех каждого ребенка». 3. Босякова, С. Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2010. — № 2. — с. 68–74. 4. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 6. — с. 48–55. 5. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — с. 46–51.