Ольга Сиделева
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством социоигровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая педагогика.
Представления об особенностях социо-игрового стиля обучения сложились в 1970-е годы в результате объединения двух направлений педагогических исследований:
• экспериментальной практики ровеснического начального образования, создаваемой в 91-й школе г. Москвы сотрудниками Лаборатории младшего школьника НИИ Психологии АПН СССР Е. Е. Шулешко и Л. К. Филякиной;
• адаптации к условиям обычных уроков по любому школьному предмету приёмов театральной педагогики и театральной «теория действий», разработанной П. М. Ершовым
Александра Петровна Ершова — российский театральный педагог-режиссёр, кандидат педагогических наук, специалист по социо-игровой педагогике, эффективно преобразующей классно-урочную форму обучения в живой увлекательный процесс научения и взаимообогащения.
Александра Петровна Ершова — одна из создателей и разработчиков социо-игровой педагогической технологии, режиссёр.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми, при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т. д.
В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).
Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Цель данной технологии :
Формирование коммуникативных навыков общения
В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:
помочь детям научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений :
• умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нём;
• умение получать необходимую информацию в общении;
умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
• умение спокойно отстаивать своё мнение;
• умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать)
• умение уважительно относиться к окружающим людям;
• умение принимать и оказывать помощь;
• умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Существует несколько правил организации деятельности с детьми в рамках социоигровых технологий :
1 и 2 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
3 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
кто на каком этаже живет;
четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;
найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
4 правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
5 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
6 правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е. Е. Шулешко, Т. В. Тарунтаевой и О. В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.
Общение детей в рамках данной технологии организованно в три этапа:
на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.
Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведении. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию
коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социо-игровых технологий в образовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
Разные игровые задания для детей условно можно разделить на несколько групп:
Игры-задания для рабочего настроя;
Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;
Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Таким образом, активное использование социо-игровых технологий позволяет эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей : выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у
дошкольников способствует накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети становятся более активны, проявляют интерес к окружающему.
Методическая литература:
А. С. Русаков, М. В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011
А. С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011
А. С. Русаков, М. В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011
Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 1, Книга 2 / Под редакцией А. С. Русакова; СПб: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо-игровым технологиям в
старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и
невыдуманными историями. – СПб. : Образовательные проекты, М. : НИИ школьных технологий, 2008.
Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Социо – игровые подходы к педагогике (Красноярский краевой институт
усовершенствования учителей.) – Красноярск, 1990.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 256 с. : ил. — (Школа развития).
Изучение интернет-ресурсов:
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
https://www.moi-univesitet.ru.//;
www.openlesson.ru