Орещишина В.В
Консультация для родителей «Развитие речи у детей»
▼ Скачать
Развитие речи у детей
Когда малыш появляется на свет, он уже может произносить первые звуки, оповещая весь мир о своём рождении, а к началу второго месяца мы слышим первые слоги. Пройдёт ещё немного времени, и вы услышите первые заветные слова и будете спорить, что он сказал вначале:" Мама" или" Папа?"
Развитие речи ребёнка происходит с момента появления на свет и до 6-7 лет. В данной статье мы поговорим о том, какие этапы оно проходит и как помочь своему ребёнку научиться выражить мысли и эмоции.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Первый этап от рождения до 6 месяцев.
Гуление. Первые выражения эмоций при виде знакомого лица, улыбка от того, что он увидел вашу улыбку, недовольство от мокрой пелёнки, призывный плач от голода или просто от ого, что стало одиноко,- это и есть первые шаги развития речи малыша. На этом этапе только мама понимает смысл этой речи, и именно она помогает её развивать, многократно повторяя за ребёнком произносимые звуки, ведя с ним диалог, привлекая его внимание к эмоциям, вызванным его гулением, проговаривая все его действия, связанные с крохой:"Мамочка идёт, сейчас будем кушать, ням-ням", "Ах, эта мокрая пелёнка, сейчас всё поменяем,будет тепло и сухо. "
Лепет. От 2 до 7,5 месяцев. Постепенно к уже освоенным гласным, с помощью которых бурно выражалось недовольство или радость, добавляются согласные звуки. Малыш начинает управлять губами, языком. Мы слышим первые"ма-ма","бу-бу-бу","бо". Ина каждый такой звук мы сами придумываем, что бы это значило. Разговариваем, отвечаем малышу. Не думайте, что на этом этапе ребёнку ещё рано начинать читать сказки. Размеренная речь, с частыми повторением одинаковых слов и звуков действует на кроху успокаивающе. Различные интонации героев привлекут его внимание. Самые простые сказки-"Колобок","Курочка ряба", "Репка" - должны стать вашей настольной книгой.
Очень важно на этом этапе заниматься развитием мелкой моторики. Массаж- не просто приятные поглаживания, это игра. Для этого ещё нашими бабушками и прабабушками были придуманы потешки и стишки про "Сороку- белобоку" ," ехали по горке и упали в ямку -бух!" Очень важно развивать речь с помощью жестов"баю-бай", "пока-пока"," тук-тук".
И никакого сюсюканья. Ваш сынок или дочка должны слышать правильную речь, ведь обучение идет через подражание. Как вы сами будете с ними разговаривать, то вы и получитев итоге: правильную, красивую речь или поход к логопеду.
Второй этап: от 6 месяцев до 1 года.
Слова. Вдруг из лепета сформировалось слово "Мама". Предела вашей радости нет! Видя реакцию, малыш неоднократно будет стараться повторить вашу радость. Но не забывайте в этот момент может подтверждать каждое сказанное слово действием, указанием. "Мама"- вот мама, мама очень любит тебя. Баба- это бабушка. Бобо- ах, больно было, мама поцелует, все пройдет. Ребё нок должен знать: то, что у него получилось случайно, на самом деле означает какой то предмет или действие. Продолжаем читать, рассматриваем яркие картинки, каждый раз описывая, что изображено на них. Говорить необходимо короткими предложениями, делая паузы между ними. Чем эмоциональнее ваша речь, тем больше внимания она привлекает. И самое главное, если ваш малыш на этом этапе не заговорил, не паникуйте и не переставайте с ним говорить.
Третий этап: от 1 года до 3 лет.
Самый важный,самый объёмный период. Именно в этом возрасте у малыша возникают первые вопросы: "Что это?". Правда это звучит иначе:"ы?", "уку?". Обязательно отвечайте на них. Это птичка, она летает, Это собака, её зовут Пух. Именно в этом возрасте ваш малыш начинает общаться с детьми на прогулке. Это важный момент. Умение понимать собеседника в песочнице- первые шаги к социализации. Объясните, что такое дружба, как важно не быть жадным.
В давно известных малышу стишках и песенках позволяйте ему закончить фразу ("Мишка косолапый по лесу. Идёт!") и обязательно поощряйте такое окончание поцелуем, улыбкой, ласковым словом. В этот период важным воспитательным и развивающим элементом выступает игра. Спрячьте в мешок его любимые игрушки и, доставая по одной, называйте их. Пусть это будет "айка",а не "зайка", но кроха старался. Повторите ещё раз: "Верно, зайка". Попробуйте игру "Накорми животных", когда малыш должен правильно подобрать для каждого животного свой корм. Игра " Где у мишки носик, глазки?" развивает не только речь, но и знание, первичные математические понятия.
Ни в коем случае в этот период не следует угадывать желания ребёнка и реагировать на указания пальчиком. Сделайте вид,что не понимаете, чего хочет ваше чадо, и тогда малыш будет пытаться назвать то, что ему нужно.
Именно в этот период, если малыш молчит или общается с вами лепетом, криками, непонятными звуками, стоит задуматься о визите к врачу.
Задержка речевого развития. Этот диагноз могут поставить ребёнку после 2 лет. По нормам, к 2-м годам словарный состав ребёнка должен составлять от 50 до 200 слов. Не лепета и звуков эмоций, а именно слов. Но этот диагноз временный, его могут снять к4-5 годам, если будут признаки развития речи.