Людмила Зорина
Развитие речи с экспериментированием «Важные профессии Камчатки» (с использованием цифровой лаборатории «Наураша»)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Расширять представление о профессиях : вулканолог, ихтиолог.
2. Продолжать учить детей рассказывать по схеме.
3. Показать значимость профессий, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
4. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
5. Учить детей самостоятельно делать выводы из экспериментов.
6. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, организованность, самостоятельность).
Публикация «Развитие речи с экспериментированием „Важные профессии Камчатки“ (с использованием цифровой лаборатории „Наураша“)» размещена в разделах
- Камчатский край
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: цифровая лаборатория «Наураша» (модуль температура, презентация к занятию, мольберты, схема описания профессий, схемы проведения экспериментов, кружки красного, синего цветов; материалы для опытов: стаканы с водой, пемза, камешки (галька, лупы, шарики воздушные, трубочки коктейльные, аквариум, модели рыб, вырезанные из губчатой салфетки с прикреплённым к ним на леске грузиком.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций вулканов, рыб; чтение рассказов и беседы о работе вулканолога, ихтиолога; просмотр видеофильмов о профессиях, проведение экспериментов с использованием схем; составление описательных рассказов по схемам.
Ход:
В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров - Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Ребята, я предлагаю совершить увлекательное путешествие по нашей Камчатке - удивительному и загадочному полуострову, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.
В. : Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?
Д: Отважный, смелый, решительный, умный, добрый.
В. : В путешествие нам надо взять с собой хорошие эмоции и мысли, какие? ( ответы детей: радость, веселье, смех, хорошее настроение, улыбку, бодрость и др.)
А все плохие эмоции и мысли, которые мешают человеку в дороге, мы сложим в кулек и спрячем ( ответы детей: злобу, недовольство, капризы, грусть, плохое настроение и др.) (спрятали плохие эмоции в кулек эмоций).
Теперь проверим наши знания.
Отгадайте загадки:
Кто у постели больного сидит,
И как лечиться он всем говорит. (Это врач)
- Он при помощи расчёски
Ловко делает причёски
И лохматых круглый год
Чешет, бреет и стрижёт. (Это парикмахер)
-Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Это повар)
-Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Это учитель)
-Вот сарай объят огнём.
Вот бежит он с рукавом.
Он всегда отважен, смел,
Он сарай спасти сумел. (Это пожарный)
-Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…. (строитель)
- Он товар продаёт –
Молоко, сметану, мёд.
А другой – морковь, томаты,
Выбор у него богатый. (Это продавец)
- Сотни писем, телеграмм
Он разносит по домам.
Все из нашего района
Уважают …. (почтальона)
Какие еще профессии вы знаете? нефтяник, моряк, военный, бухгалтер.
А теперь давайте вспомним о таких нужных и важных на Камчатке профессиях.
Садятся.
Посмотрите на экран и назовите профессию.
Слайды
- Вулканолог
Кто хочет рассказать об этой профессии? Пойди, Лиза, расскажи. А в этом тебе поможет схема.
(Это – вулканолог. Очень опасная, но нужная профессия. Вулканологи наблюдают за вулканами и гейзерами.
Они изучают вулканический песок, пепел и лаву с помощью специального оборудования, следят за тем, в какую сторону выбрасывается пепел во время извержения. Сообщают эти данные авиадиспетчерам и в метеослужбу, потому, что если пепел попадет в двигатели самолета в большом количестве, они остановятся, и произойдет крушение самолета, и погибнут люди, а так же пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора.)
Кто продолжит рассказ Лизы?
(Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы.
В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, видеокамеры и фотоаппараты.
Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи предсказывают извержения вулканов и предупреждают людей об опасности. Помогают людям правильно использовать горячую воду гейзеров.)
Молодец!
Вспомним теперь ещё одну профессию.
слайды
Это - ихтиолог.
Кто хочет рассказать об этой профессии?
Профессия ихтиолог.
Ихтиологи работают возле водоёмов, а океанариумах и на рыбоводных заводах.
Ихтиологи изучают внешний вид рыб, знают, где они живут, чем питаются. Ихтиологи следят за состоянием водоемов и их обитателей. Измеряют размер рыб, взвешивают их, считают количество, выращивают лососей и других рыб от икринок до взрослых.
Специальной одежды у ихтиологов нет. Но для работы они носят одежду, защищающую от намокания, резиновые сапоги. если ихтиологи наблюдают жизнь рыб под водой, то надевают акваланг и гидрокостюм.
Для работы используют приборы для измерения скорости движения рек, размер рыб – линейки, весы, видеокамеры и фотоаппараты для наблюдений за жизнью рыб в природе.
Эта работа очень важная и нужная. Ихтиологи защищают рыб от истребления. Охраняют природу.
Молодец!
Молодцы, всё правильно рассказали. А теперь мы отдохнём.
Физминутка.
Мы в профессии играли,
Вулканологами стали.
на вулкан мы поднимались
И природой любовались.
Вдруг заметили с тобой
Стайку рыбок под водой.
ихтиологами стали
и всех рыб пересчитали.
Вот закончилась игра,
Повторить её пора.
Мы в профессии играли,
Вулканологами стали.
на вулкан мы поднимались
И природой любовались.
Вдруг заметили с тобой
Стайку рыбок под водой.
ихтиологами стали
и всех рыб пересчитали.
Вот закончилась игра,
Заниматься вновь пора.
А сейчас я предлагаю пройти в лабораторию, где вы станете самыми настоящими исследователями. Я предлагаю вам превратиться в ихтиологов и сначала ответить на вопрос:
какие виды камчатских лососей вы знаете.
Как развивается лосось?
Что нужно для того, чтобы лосось мог правильно развиваться? питание, свет, вода нужной температуры.
Перед вами баночки с водой разной температуры. Потрогайте баночку с красным кружком и скажите, подходит ли такая вода нашим камчатским лососям? Почему? что случится с рыбами, если вода в реке будет такой температуры?
Теперь потрогайте баночку с синим кружком и скажите, какой температуры эта вода? подходит ли такая вода нашим камчатским лососям? почему, что случится с рыбами, если вода в реке будет такой температуры?
Как можно сделать воду комфортной, правильной температуры? (нагреть холодную, остудить горячую, смешать)
попробуем смешать. Как вы думаете, какую воду нужно наливать в какую? Почему? (холодную в горячую, для безопасности – если взять в руку баночку с горячей водой, то можно обжечь пальцы, поэтому надо наливать холодную в горячую)
Смешайте воду. Молодцы. А теперь проверим наш опыт в лаборатории. У нас есть датчик для измерения температуры воды. Опусти сначала датчик в ледяную воду, что мы видим? Теперь опусти датчик в горячую воду. Что мы видим? (Рыба одела скафандр) Подходит ли такая вода нашим лососям?
Теперь опустим датчик в смешанную воду. Что происходит с указателем температуры? комфортная ли для лососей такая вода?
Какой мы можем сделать вывод?
Молодцы!
У нас осталось ещё одно исследование
Ихтиологи вам нужно дорисовать рыб и опустить их в воду.
Дети дорисовывают чешую и плавники на моделях рыб и опускают в наполненный водой аквариум. Рыбы «плавают».
Итог.
• О каких профессиях мы сегодня говорили?
• Что запомнилось и вы расскажете об этом дома?
• Что было легко?
• Что было трудно?