Лариса Зимина
Развитие речи с использованием темпо-ритмических упражнений на логоритмических занятиях у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Музыка» музыкально-эстетического направления образовательной программы ДОУ подразумевает развитие у детей певческих навыков, слуха, ритма, координации движений, творческих способностей.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Публикация «Развитие речи с использованием темпо-ритмических упражнений на логоритмических занятиях у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
На музыкальных занятиях развитие речи сопровождает все разделы образовательного процесса. «Слушание музыки» - развитие связной, монологической речи. «Пение» - развитие артикуляционного аппарата, дыхания, автоматизация звуков, дикция. «Музыкально- ритмические движения» - координация движения и речи (частично).
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми.
Опираясь на нормы и правила ФГОС, подразумевающие взаимодействие различных областей образовательного процесса, я разработала комплексы логоритмики для возрастных групп ДОУ.
Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) - все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие детей с недоразвитием речи в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте.
Основная задача корекционно-логопедического воздействия:
корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствовать моторные функции (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики) ;
б) воспитывать навыки перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
У детей с речевой недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которых способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, определенное место занимает логоритмическое воспитание.
Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое развитие спонтанно не достигнут своего уровня. Необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сферы. Занятия логоритмики позволяют осуществить дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы.
Целью логопедической ритмики являются преодоления речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием путем воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Субъектом логоритмики является ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющий речевую патологию.
Предметом логоритмики являются моторная несформированность, слухоречевой ритм и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Задачи логопедической ритмики:
Оздоровительные;
Образовательные;
Воспитательные;
Коррекционные.
Оздоровительные:
Укрепление костно - мышечного аппарата;
Развитие физиологического дыхания;
Совершенствование моторных функций;
Улучшение соматического здоровья.
Образовательные:
Формирование пространственных представлений;
Систематизация знаний о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;
Расширение представлений в области музыкальной культуры,
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств детей.
Развитие способности сотрудничества, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Коррекционные:
-Коррекция и компенсация нарушенных функций:
1)Речевых, 2)Моторных.
Работу по развитию речи детей по логопедической ритмике я начала с создания образовательной среды. Для каждой группы детей мною были разработаны комплексы речевых гимнастик, подобраны дыхательные упражнения, упражнения для развития общей моторики, координации движений. Для автоматизации звуков были выбраны доступные возрасту ребенка скороговорки.
Комплексы речевых гимнастик и упражнения на автоматизацию звуков были согласованы с учителем – логопедом.
Содержание логоритмики состоит из различных видов деятельности, которые варьируются в игровой форме.
Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.
Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движений с речью.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук.
Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.
Особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал.
Учитывая возраст детей, темпо-ритмические упражнения усложняются. При исполнении песен, ритмических игр движение рук происходит в соответствии с музыкальным ритмом.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
Чтобы ребенок не уставал, не терял интерес к обучению, мною разработаны сюжетно-ролевые занятия: «На солнечной поляночке», «Лесная прогулка», «На птичьем дворе», «Колобок», «В синем небе» и другие. Дети с удовольствием подражают птицам, животным, звукам различного транспорта. Звуковые подражания сопровождаются различными движениями.
Оречевленные подвижные игры и упражнения обычно используются в занятиях с детьми с различными речевыми нарушениями. Поскольку ритмичные движения облегчают известным образом речь ребенка, то эти упражнения используются с первых же занятий с детьми. В дальнейшем они служат мне материалом для речевых зарядок, а также для отдыха и переключения к другому виду деятельности.
С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук, а следовательно улучшается речевое развитие.
Использованная литература:
1. Ирина Лопухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движение».изд. «Дельта», СПб. 1997
2. Екатерина Кузнецова «Логопедическая ритмика». Изд. «Гном и Д». Москва. 2004
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют». Изд. «Патриот». СПб. 2003
4. М. М. Кольцова, М. С. Рузина «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». Изд. «МиМ». СПб. 1998
5. Т. А. Рокитянская «Воспитание звуком». Академия развития. Ярославль. 2006