Получи документы

Развитие речи посредством тестопластики.

Галина Деревенских
Развитие речи посредством тестопластики.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи посредством тестопластики.

Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Публикация «Развитие речи посредством тестопластики,» размещена в разделах

Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все Психические процессы : восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выгодский, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения.

Рядом исследований установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

-Работа с ножницами

-лепка из глины, пластилина, соленого теста

-конструирование и работа с мозаикой

-выкладывание фигур из палочек

-вышивание, работа с бисером и др.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста. При лепке задействованы все 10 пальцев, а так же обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий. Напротив! Игра, фокус, чудо! Такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а так же с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявить фантазию. Смекалку, изобретательность.

Использование тестопластики позволяет решать воспитательные задачи: самостоятельность, настойчивость, усидчивость, аккуратность т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.

Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятым только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют так же действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

Готовые изделия применяются в НОД.

Игра «Спроси и ответь», цель: согласование прилагательного с вопросительным словом.

Игра «Один - много», цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.

Игра «Большой - маленький», цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Испеки пирог», цель: согласование числительных с существительными.

На занятиях с применением тестопластики можно успешно развивать речевые средства : обогащать словарь детей, уточнять значения слов, их грамматические формы. Постепенно в активную речь детей входят новые слова. Происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также Восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно. Должны развиваться обе формы речи, как простая, так и сложная.

Занятия по развитию речи с использованием приемов тестопластики очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы изготовили настольный театр, а дети охотно пересказывали сказочные сюжеты, сами придумывали сказки с выбранными героями. Изготовленные сердечки и бусы были подарены мамам, птиц счастья дети подарили ветеранам из местного «Дома-интерната для престарелых». Волшебные снеговики с наилучшими пожеланиями были подарены родителям. Таким образом, проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию детей, созданию доверительной, эмоциональной атмосферы ребенок-взрослый, ребенок-ребенок. Так, как дети самостоятельно изготавливали и дарили подарки-сюрпризы на день рождения друг другу. Так же были изготовлены «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные яблочки и др. с этими пособиями дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы. Самостоятельно вели диалог, пересказывали сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из соленого теста прочно оставались в памяти детей. Дети начинали понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.

Метод тестопластики можно использовать при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. Метод тестопластики позволяет твердые согласные сделать с рифленой поверхностью, а мягкие оставить гладкими. С помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая,тем самым дополнительную наглядность.

Приемы тестопластики способствуют развитию в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки.

Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на процесс воспитания и развития ребенка. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и педагогом.

Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дешев и легок в приготовлении и использовании. Изделия из теста имеют ряд преимуществ, среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов.

Использование приемов тестопластики позволило мне развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и за более короткое время достичь положительных результатов.

«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность, закончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников посредством тестопластики Из опыта работы воспитателя Горяйновой Г. И. МКДОУ Д/с №2, 1 квалификационной категории. Тема: «Развитие художественных и творческих способностей.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» Воспитатель: Карасева. И, Н. Сентябрь 2015г - Апрель 2016 г. Я леплю из пластилина.

Развитие речи детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр Зачем нужны "Пальчиковые игры"? Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область "Речевое.

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии,.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Актуальность Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый докладРазвитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый доклад Актуальность данной темы: Введение. [/i] Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы) Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы) Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством тестопластики.
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 17:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи посредством тестопластики.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Деревенских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД