Елена Гизятуллина
Развитие речи дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Поэтому одной из наших главных задач является формирование правильной устной речи детей.
Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация речевой среды в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Публикация «Развитие речи дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей : на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а так же в режимных моментах, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка – это общение детей друг с другом и со взрослыми.
Преимущества проектной деятельности в развитии речи :
- данная технология является методом развивающего обучения;
- развивает самостоятельность и инициативу детей;
- развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);
- дает новый толчок в отношениях «родитель - ребенок – детский сад»;
- проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя».
Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников.
Хочу поделиться с вами своим опытом реализации долгосрочного проекта «Наш дом – природа».
Этот проект реализовывался во всем детском саду, каждая группа в отдельности выполняла свою часть.
В нашей группе это был проект "Пасека" (являющейся составной частью проекта)
В ходе реализации проектов особое внимание уделяется развитию связной речи.
Для этого мы используем специально подобранные на изучаемую тему дидактические и настольные игры, составляем рассказы по сюжетным картинкам или по серии сюжетных картин, придумываем новые сказки, разыгрываем мини-диалоги.
В процессе совместной исследовательской деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь, объяснительная и доказательная речь, умение вести конструктивные беседы, отстаивать своё мнение, развивается межгрупповое общение. Усваиваются словесные обозначения – это названия предметов, из какого материала сделаны.
В ходе проектной деятельности мы пополняем словарный запас детей, при этом учим образовывать слова в роде, числе и падеже, называть родственные слова, определять и называть признаки предметов.
В наш проект так же были вовлечены и родители детей. Совместно с ними оформлялись стенды – передвижки, альбомы, макеты, изготавливались дидактические пособия.
Наши дети с удовольствием проводили экскурсии для разных групп и для гостей нашего детского сада.
В результате реализации проекта обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками. У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.