ирина
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Научим играть»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Доминирующая образовательная область речевая
2 Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная
Методическая информация
1 Тема образовательной деятельности Научим играть
2 Методы и приемы реализации содержания занятия сюрпризный момент – звуковое сопровождение,
беседа, вопросы,
технология ТРИЗ «Обучение творческому рассказыванию», Игра «Эхо», игра «Назови слово с заданным звуком», произношение скороговорки, игра «Живая стрелка»,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет „Научим играть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
3 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
4 Возрастная группа: Дети 5-6 лет
5 Цель: Учить самостоятельно составлять рассказ на тему скороговорок
6 Задачи:
6.1 учить составлять рассказ опираясь на скороговорки,
закрепить умение подбирать слово с заданным звуком
продолжать учить составлять предложение с заданным словом
учить различать на слух звуки «з» и «ж»,
произносить звуки «з» и «ж» протяжно, четко
6.2 развивать познавательную, речевую активность, фонематический слух.
6.3 Воспитывать Вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим;
7 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) 2 коробки разного размера, звуковая колонка, запись жужжания, звучания звука «з»; два мольберта с магнитами, маркеры, игрушка заяц, жук; картинки жук, заяц, замок, коробка;
Шестиугольники – звука, коробку, знак вопроса, рот, заяц, жук, стрелочка, предметы соединенные дорожками, мнемосхема.
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности детей Раздается жужжания
Воспитатель: Что это за звук? Откуда он идет?
(дети осматривают группу, воспитатель обращает внимание на коробочки, стоящие на столике. Между коробками звуковая колонка. Подходит вместе с детьми к коробкам.)
Наверное отсюда доноситься звук. (включает колонку звучит жужжание жука.)
1.2 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Какой звук вы слышите? (Дети воспроизводят звук «ж»)
Включает другой звук. А теперь какой звук слышите? (Дети воспроизводят звук «з»)
II Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний В этих коробках спрятались живые существа в названии которых есть услышанные звуки.
Угадайте кто спрятался в коробках?
(Дети называют живых существ в названии которых есть звуки «з» и «ж»
Зебра, Коза, Заяц, Змея, и тд. Когда дети называют слово заяц
Ой, ребята смотрите коробка пошевелилась! Какое животное сейчас назвали? (заяц)
Значит в одной из коробок заяц. Кто же в другой? (Называют со звуком «ж»)
Еж, жираф, Жук (Аналогично поступает воспитатель жуком)
Значит в другой коробке жук. Как же нам открыть коробки?
(Выслушиваю варианты)
Кажется я догадалось как, нужно произнести волшебные слова:
На замок закрыли зайку
Он сидит и ждет хозяйку
Дети проговаривают скороговорку, воспитатель открывает коробку, Вытаскивает зайца, сажает рядом с коробкой.
Жук в коробочке лежит
И от холода дрожит
Дети проговаривают скороговорку, воспитатель открывает коробку, Вытаскивает жука, сажает рядом с коробкой.
Воспитатель: Зайчик и жук, как вы оказались в коробке?
Заяц: нам с жуком было скучно и мы решили поиграть в прятки. Спрятались в коробки, а они закрылись.
Воспитатель: Ребята, почему заяц с жуком попали в такую ситуацию?
(дети озвучивают правила безопасности при игре в прятки)
Жук: а мы другой игры не знаем
Воспитатель : вы можете поиграть в другую игру
Игра «Живая стрелка»
Цель: закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.
Оборудование: картинки.
Ход игры. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку одной рукой. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот говорит предложение с заданным словом.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Зайчик и жук, а вы любите рассказы?
Жук: А что такое рассказ?
Дети: Рассказ это то, что происходит на самом деле.
Воспитатель: Хотите мы вас научим придумывать рассказ
Проходят, садятся на стулья перед мольбертом, на мольберте лежат картинки, магниты, чистый лист и маркер.
ТРИЗ работа по обучению творческому рассказыванию
Зайчик: мы хотим рассказ про нас с жуком
Воспитатель: Хорошо. Ребята напомните мне с помощью чего мы открыли коробки?
(Скороговорки. Дети называют скороговорку про зайца)
Педагог просит одного ребенка подойти к мольберту и взять картинки предметов, которые встретились в это скороговорке и прикрепить их на мольберт – замок, заяц.
Аналогичные действия со скороговоркой про жука – жук, коробочка
Воспитатель: а теперь нам нужно подружить эти предметы. Можно подружить только 2 предмета.
Спрашивает любого ребенка какой предмет с каким он хочет подружить и почему. Педагог в это время соединяет дорожкой из маркера нужные предметы.
После того как все связи определены. Приступаем к составлению рассказа, и зарисовке его на мнемосхеме.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания После составления рассказа, вызывается 1 ребенок и озвучивает его опираясь на мнемосхему.
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Пора нам прощаться с жуком и зайчиком. Чтобы они не забывали как можно играть мы им оставим напоминалочку. Проходят к другому мольберту (технология шестиугольного обучения)
Как мы обнаружили жука и зайчика?
Услышали звук. (Ребенок берет картинку с изображением звука, прикрепляет на мольберт, потом коробку, знак вопроса, рот – проговаривали скороговорки, заяц, жук, стрелочка, предметы соединенные дорожками, мнемосхема.