Татьяна Жанабаева
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ключевые слова: Речь, особенности речевого развития детей.
Речь человека является ключевым фактором в реализации его потребности в коммуникативной деятельности. Речевые навыки и умения формируются по определенным законам развития психики. Для их полноценного становления требуются зрелые функции коры головного мозга, органов чувств, речедвигательного и речеслухового анализаторов, но и та социальная среда, в которой происходит обеспечение развития и жизнедеятельности ребенка. Такой средой является семья, дошкольные образовательные учреждения.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте начинают проявляться особенности речевого развития детей. Примерно к пяти годам завершается становление речи. Старший дошкольный возраст характеризуется значительным ростом словарного запаса, появлением сложных речевых структур, значительным увеличением сравнений, логических умозаключений, расширением сферы речевого общения. Перед специалистами дошкольных образовательных учреждений стоит задача обеспечения развития речевой деятельности в соответствии с возрастной нормой. Оценка качества развития речи определяет дальнейшее поступательное развитие ребенка и позволяет сделать предположение об его успешности в школьном обучении.
Параметры оценки качества развития речи старших дошкольников включают развитие словаря, звуковую культуру и грамматический строй речи, умение осмысливать содержание ситуаций, способность понимать связь между событиями и строить умозаключения, умение вести диалог, составлять рассказ из личного опыта, речетворчество.
Высокий уровень качества развития речи показывает способность ребенка употреблять разные части речи точно по смыслу, используя синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков; способность к словообразованию однокоренных слов и использованию предложений разных видов. О высоком качестве речевого развития свидетельствует самостоятельность и выразительность передачи литературных текстов, рассказы о событиях собственной жизни. Безусловно, большую роль в определении качества развития речи играет ее произносительная сторона и восприятие звукового состава слова.
Оценка качества развития речи – это, по сути, педагогическая диагностика. В ряде авторских программ, в частности, в программе «От рождения до школы» представлены определения оценки качества развития ребенка-дошкольника, в том числе и развития речи. По мнению авторов, «оценка должна быть представлена не в описательном виде … необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей, анализа их выполнения»[1, с. 3]
Так, к примеру, в разделе «Развитие словаря», в задании «Подбери картинки» (методика использовалась в психологическом обследовании детей Л. С. Выготским) правильное раскладывание всех картинок и называние обобщающего слова оценивается в 3 балла, допущение трех-четырех ошибок – в 2 балла, более пяти – в 1 балл. [2, с. 53]
Критериальное оценивание уровня развития речи позволяет говорить о качестве ее развития, а системные наблюдения и регистрация увиденных речевых проявлений помогут обеспечить целенаправленность и полноту полученных представлений о ребенке, их постепенное обогащение.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, перед педагогами ДОУ стоит важнейшая задача тщательной проработки организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей и оценки качества ее развития.
Научный руководитель – канд. пед. наук, доц. каф. ТиМДО Е. А. Омельченко
Список литературы
1. Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – С. 3-4.
2. Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – С. 53.