Лучший педагог года

Развитие речи детей средней группы на занятиях и в повседневной жизни

Елена Ивановна Клёсова
Развитие речи детей средней группы на занятиях и в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей средней группы

на занятиях и в повседневной жизни из опыта работы

«Речь – это удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель.

На сегодняшний день вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связанно с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Речевое развитие -главный показатель умственного развития ребенка.

Проблема развития речи у детей в средней группе, всегда остаётся глобальной проблемой в методике преподавания, всегда хочется, что бы дети имели «чувство слова», любили говорить, «играли словами», понимали, то, о чем они говорят. А сейчас все чаще встречаются дети со скудным словарным запасом и огромными логопедическими проблемами. Поэтому приоритетом для меня стало дать детям как можно больше знаний и совместно с ними развиваться.

Моя задача как педагога «разговорить» ребенка, довести до комфортного состояния в группе, вместе с ним переживать его поражения, и радоваться его победам. Общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!» Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:

- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;

- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.

В работе с детьми, поставила для себя следующие задачи:

- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т. п. ;

- развивать звуковую культуру речи.

В своей работе использую следующие

Методы:

• наглядные: наблюдение, рассматривание игрушек, картин, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам

• словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

• практические: различные д/игры, игры-драматизации, инсценировки, д/упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы:

• словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.

• наглядные: показ иллюстрированного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

• игровые: словесные и наглядные

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность,

Организация работы по речевому развитию детей:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи. В своей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так и предметные.

Обучая детей рассказыванию по картине, соблюдаю определенную структуру занятия. Я стараюсь, чтобы задаваемые мной вопросы помогали детям выделять в картине главное, отмечать яркие детали, побуждали детей отвечать развернуто и связно. Всегда использую прием совместных речевых действий (я начинаю описание, ребенок заканчивает)

Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д. Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делают выводы, умозаключения, замечают логические ошибки.

Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. Использую как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития.

При работе над интонационной выразительностью речи использую с детьми проговаривание : шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи применяю артикуляционную гимнастику, предлагаю послушать сказку о "Весёлом язычке" и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений. Чистоговорки, хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации. Стараюсь добиваться чёткой артикуляции. Иногда использую зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка). Провожу эмоционально, в игровой форме. /План проведения : рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала /

Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков (например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких) речевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку, и т. д.

В процессе совершенствования грамматического строя речи

подсказываю образец, как принято произносить то или иное слово, но иногда в целях создания благоприятных условий коммуникации, как игровой момент. Помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, правильно произносить несклоняемые существительные.

Учу активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их; учу детей описывать предмет (по образцу) ; упражняю в составлении рассказов по картине; составление рассказов из собственного опыта.

работаем с «Мнемотаблицами» ;

При изучении звуковой культуры речи использую игры «Угадай, чей голос?»,«Звенит – жужжит», «Заморозим руку»(Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.) Подбираю такие игры, которые можно использовать для развития фонематического восприятия. Например: собираем в мамину сумку продукты /звук «к» и т. д/. В игре «Магазин» ребенок должен покупать продукты на заданный звук. Детям очень нравятся эти игры и они с удовольствием выполняют задания.

Немаловажную роль в развитие речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Упражняю детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные отрывки из сказок; пересказ коротких сказок, составление рассказов из собственного опыта.

Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники

Сначала дети прослушали сказку и отвечали на вопросы по содержанию простыми предложениями. Далее мы вместе нарисовали сказку, а затем смогли выложить последовательность событий сказки мнемокартинками, и с опорой на эти картинки рассказали сказку.

Повседневное общение дает нам воспитателям возможность обогащать словарь детей. Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Дети очень любят и с удовольствием играют роли. Я играю вместе с детьми, даю советы,Помогаю включать в нее всех детей, особенно робких.

При проведении с/р игр, например в игре «Путешествие на пароходе» берем вещи, в названии которых есть звук «р». Грузим морковь, помидоры, огурцы, виноград. /каждый ребенок берет картинку. / Пока дети «плывут», разучивают чистоговорки на звуки «Р» и Рь»

Организовываю игры-драматизации. Разыгрываем минисценки Стремлюсь вызвать положительные эмоции. Они очень любят, когда я играю вместе сними. Играем в настольный театр, где ребенок может проговаривать сюжет сказки, как сам с собой, так и с другими детьми.

У них улучшается связная речь, ее грамматический строй.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Для обогащения словаря использую художественное слово, стихи, загадки, народные приметы и т. д. например: «Что один раз в году наряжяют» «Солнце в тумане –к дождю» Словесные игры «Да-нет» «Я начну, ты продолжай» /Дети по цепочке перечисляют названия растений/

Эффективно использую п/и с использованием стихов «Лохматый пес», «Золотые ворота» и т. д. В конце прогулки общая словесная игра

«Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладоши хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем

Мы потопаем скорее топ-топ-топ. Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Во время утреннего приема детей в группу использую словесные методы для беседы с детьми: (спрашиваю у ребёнка выспался ли он, интересуюсь о том, какое у него настроении и т. д., во время одевания и раздевания детей (уточняю знание алгоритма одевания и раздевания);

После прогулки напоминаю детям и называю вместе с ними, что делают с

одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф). Что делают

с брюками? (шапкой, шарфом). Как Соня сложила одежду? (аккуратно,

быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д

Во время дежурства по столовой отрабатываются порядок накрывания на стол, а также параллельно провожу работу над словарём и грамматической

стороной речи.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому очень важным является взаимодействие

педагогов с родителями. В группе проводим беседы, даем рекомендации для

заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т. д. Консультации и

советы, какие книги следует читать детям среднего дошкольного возраста.

Организовываем тематические родительские собрания.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Дидактические игры в повседневной жизни дошкольниковДидактические игры в повседневной жизни дошкольников Процесс познания маленького человека отличается от процесса взрослого. Взрослые познают мир умом, дети – эмоциями. Познавательная активность.

Фотоотчет о мероприятии «Безопасность в повседневной жизни»Фотоотчет о мероприятии «Безопасность в повседневной жизни» Что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речи детей средней группы на занятиях и в повседневной жизни
Опубликовано: 22 ноября 2024 в 19:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей средней группы на занятиях и в повседневной жизни» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Клёсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД