Любовь Машинская
Развитие речи детей посредством театрализованной игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалогической речи у детей с ОНР дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Публикация «Развитие речи детей посредством театрализованной игры» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У детей с ОНР, по мнению Д. Б. Эльконина, чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве;наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, пониженная речевая активность, бедность речевого общения. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Чем раньше будет проведена коррекция и развитие диалогической речи ребёнка, тем выше результативность преодоления или частичное устранение речевых нарушений, не осложнённых вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Я. А. Коменский в качестве средства развития речи предлагал использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развивать диалог через интересную для ребенка деятельность.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей с ОНР. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Ведь актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). На что же направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.
Театрализованная игра : Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат;
Театрализованная игра может использоваться нами в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Критериями отбора материала являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка. Театрализованная деятельность организуется, как правило, во второй половине дня. Она включает в себя речевую разминку: дыхательные упражнения («Задуй свечу», «Насос» и т. д., артикуляционные упражнения для мышц губ, языка («Вкусное варенье», «Грибок», «Заборчик», «Футбол») и т. д., также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Эта работа повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Для успешной работы в данном направлении, необходимо изучить литературу по данной теме, провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года, разработать и апробировать план работы с детьми по развитию диалогической речи, посредством театрализованной деятельности и конечно разработать картотеку игр, цикл сценариев и спектаклей.
Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр : Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость,
координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф. Развивают творческие способности; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Вязаный театр. Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь
Конусный, настольный театр. Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Би-ба-бо Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Игра – драматизация. Самый «разговорный»и любимый детьми вид театрализованной деятельности.
Ни один другой вид так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра- драматизация.
Она Оказывает Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Очень часто ребёнок не может произносить некоторые звуки. По содержанию он старается научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Дети с интересом следят за игрой друзей, они прислушиваются к мнению своих товарищей, стараются контролировать своё поведение и речь. Таким образом, рождается еще один важный компонент - самоконтроль. Часто имеют место элементы соревнования - кто лучше перевоплотится в данную роль, кто лучше произнесет реплику. У каждого участника совместного театрального проекта появляется чувство ответственности за результат коллективного труда.
Театрализованная деятельность -Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Вся работа должна быть направлена на то, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому человеку аргументировать свою точку зрения, стали внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, развитыми, добрыми и коммуникабельными людьми.
.