Юлия Сунчукова
Развитие речи детей дошкольного возраста в семье посредством игр с экологическим содержанием
Экологическое воспитание является как никогда актуальным, когда мы говорим о развитии дошкольников, кроме того оно тесно связано с развитием речи. Ребёнок приобретает новые знания, развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь все это происходит благодаря познанию окружающего мира. Таким образом, ребёнок овладевает речью в процессе общения.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в семье посредством игр с экологическим содержанием» размещена в разделах
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью. Любовь и уважение к природе, возможно, воспитать лишь на основе знаний о растениях, животных, и их условиях жизни. Умение ребёнка строить предложения тесно связано с накоплением словарного запаса. Таким образом, именно через знакомство с природой происходит его формирование. Благодаря, положительным эмоциональным переживаниям вызванных наблюдением за природой и природными явлениями, ребёнок чувствует потребность в передачи своего эмоциональное состояние с помощью речи.
Стоит учитывать возрастные особенности дошкольников, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра. В процессе разнообразных игр дети уточняют, закрепляют, расширяют уже имеющиеся у них знания о явлениях природы, растениях, животных.
Порой сами того не подозревая, первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят именно родители. Например, прогулки на природе, могут быть не только местом приятного времяпровождения, но и часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, что способствует расширению уже имеющиеся у ребенка знаний о природе.
Есть множество игр направленные на экологическое воспитание, которые родители могут использовать для развития и воспитания детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже.
Очень полезными могут быть настольно-печатные игры природоведческого содержания, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т. д. Иногда на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет вашему ребёнку быстрее запомнить названия растений и животных. Рассматривая карточки лото вместе с ребенком, вспомните, где вы могли видеть эти растения, где встречали таких животных, поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках.
Если родитель находится на кухне с ребенком, можно предложить ему поиграть во вкусные загадки. Попросите ребенка закрыть глаза и открыть рот, и положите в рот малышу, например, кусочек морковки. Узнайте у ребенка, что же это. И когда ребенок отгадает, спросите, как он догадался. Попросите назвать характерные признаки: твёрдая, сладкая и т. д. Можно использовать в игре разные овощи и фрукты. А также отгадывать их на ощупь, закрывая глаза. Ощупав предмет, ребёнок должен постараться отгадать и назвать его.
Словесные игры также способствуют развитию речи и мыслительных способностей ребёнка. Такие игры помогут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, они не требуют каких-либо условий, оснащения.
Играть с детьми можно практически везде и в разных ситуациях. Например, находясь в магазине, предложите игру «Отгадай по описанию». Загадывайте загадки об овощах и фруктах, описывая их. После того как ребенок отгадает, предложите ему самому придумать загадки-описания.
Интересная игра «Летает, плавает, бегает». Назовите своему ребенку какой-либо объект живой природы, попросите его показать способ передвижения этого объекта. Если вы скажите «зайчик», ребёнок должен попрыгать; при слове «карась» - подражать плывущей рыбе; при слове «воробей» - имитировать полёт птицы.
Можно сыграть в игру «Назови ласково». Родитель произносит слова или словосочетания и просит ребенка назвать их ласково. Ветер – ветерок, облако — облачко, дождь – дождик. Такая игра как «Один – много», тоже очень заинтересовывает детей. Родитель называет существительное в единственном числе, а ребёнок соответственно называет существительное во множественном числе. Птица – птицы – много птиц. Сорока – сороки – много сорок.
Прогуливаясь по парку, или в лесу, можно поиграть в игру «С какого дерева лист?». Родитель просит ребенка назвать деревья, которые он видит. А также назвать какие листья у деревьев. Лист осины – осиновый, лист берёзы – берёзовый. Если ребенок не знает названия дерева, помогите ему, и спросите: Как думаешь, будет называться его листочек?
Также можно прислушаться, и возможно вы услышите пение птиц. И тут можно поиграть в игру «Кто как голос подает» Предложите ребенку послушать, или вспомнить, как птицы подают голос. Затем спросите: «Скажи, как подает голос?». Ласточка щебечет. Голубь воркует. Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает.
Детям нравиться играть с мячом, но можно не просто бросать его и ловить, а заодно поиграть в игру «Кого я вижу, что я вижу». Объясните ребенку, что будите назвать предметы, которые находятся вокруг вас. Например, родитель произносит: «Я вижу воробья» и бросает мяч ребенку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, ворону» — и бросает вам мяч обратно.
Стремитесь к тому, чтобы чаще играть со своим ребёнком. Ведь игры формируют у ребёнка восприятие и речь, более того развивают умение анализировать и описывать, они учат обобщать явления, классифицировать объекты: относить их к той или иной категории.
Помните, что самый радостный и комфортный способ познать мир, для ребенка это игра с мамой и папой.
Большое значение имеет совместная деятельность ребенка и взрослого в процессе общения. Именно взрослый помогает ребенку развить самосознание и уверенность в себе: учит выражать свое отношение к окружающему миру; способствует организации деятельности ребенка с предметами окружающей его обстановки; кроме того, дает образец правильной речи. Словарный запас ребенка также обогащается благодаря общению и взаимодействию с взрослым.
Дети учатся правильно произносить звуки, строить предложения, делиться своим мнением по различным вопросам. Речь не может передаваться по наследству, она перенимается в ходе речевого общения от близких людей. Из этого следует, что окружающая среда влияет на овладение речью ребенка. Человек любого возраста, должен стараться относиться к природе с уважением и любовью.