Ирина Оськина
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Одним из показателей развития познавательной сферы ребенка является речь. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления - познания являются:
- многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.
Дошкольный возраст считается сензетивным периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико – синтетической деятельности на основе собственных представлений. Поэтому, не закладывая в занятие мыслительных операций и содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать на направленное формирование речи ребенка.
Считается, что в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, то есть в активных формах познания ребенком окружающего мира. Как отмечает Н. Н. Поддьяков: ,Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом,
В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Освоение поступаемой информации проходит в 4 этапа:
- на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета или явления и целостное восприятие полученных сведений;
- на символьном этапе формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета;
- далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного опыта;
- и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний.
Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и других показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Поэтому, в процессе экспериментирования важно отобрать познавательный материал, разработать проект изучения объекта. Очень важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных видов деятельности: ознакомление с окружающим - развитие речи - экспериментальная деятельность.
Таким образом, должны существовать преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приемы (по К. Г. Селевко) :
- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы на обобщения, обоснования, логику, конкретизацию, рассуждения;
- ставит проблемные задачи
* с недостаточными или избыточными данными;
* неопределенность в постановке вопроса;
* задача с противоречивыми данными;
* задача с допущенными ошибками и т. д.
Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное природное явление, либо праздник. Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным, но и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные занятия по экспериментированию должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит дополнение, уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы.
В средней группе дети знакомятся со свойствами того или иного материала через их,открытие, путем проб и ошибок. Например, дети,открывают, такие свойства воды: вода не держит форму, вода течет, вода испаряется в тепле и замерзает в холоде. В старшей группе продолжается знакомство детей со свойствами материалов (вода прозрачная, она блестит; текущая вода сильная, деревянные предметы в воде долго не намокают и т. д.) и используются проблемные ситуации, которые формируют потребность решать задачу опытным путем, опираясь на,открытие, свойства материала и полученные ранее знания. Логика занятий в подготовительной группе требует от детей обобщения уже имеющихся знаний о свойствах материалов и открытия новых свойств. Например, применение свойств воды предполагает темы таких занятий, как,Тонет – не тонет, ,Клеится – не клеится, ,Отражает – не отражает, при этом на всех занятиях и в любом возрасте детям предоставляется возможность действовать с материалом до момента полного насыщения.
Задачи, которые решаются на занятиях по экспериментированию важны, но решение речевых задач является первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта познания, обозначенного словом в различных категориальных формах. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снеговик). Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами : Как это сделать? Давайте сделаем так, Давайте посмотрим что будет, если…., что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Таким образом, использование экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников развивает операции сравнения, установление сходства и различия, способствует усвоению детьми новых знаний, вырабатывает
умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в случае учета всех моментов, соблюдения в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.