МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (1 фото)

Ирина Оськина
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Одним из показателей развития познавательной сферы ребенка является речь. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления - познания являются:

- многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;

- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах

- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;

- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

Дошкольный возраст считается сензетивным периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико – синтетической деятельности на основе собственных представлений. Поэтому, не закладывая в занятие мыслительных операций и содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать на направленное формирование речи ребенка.

Считается, что в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, то есть в активных формах познания ребенком окружающего мира. Как отмечает Н. Н. Поддьяков: ,Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом,

В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние. Освоение поступаемой информации проходит в 4 этапа:

- на сенсомоторном этапе идет апробация познаваемого предмета или явления и целостное восприятие полученных сведений;

- на символьном этапе формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета;

- далее на логическом этапе вновь созданный мыслеобраз анализируется и занимает определенное место среди ранее освоенного опыта;

- и наконец на лингвистическом этапе приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и других показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Поэтому, в процессе экспериментирования важно отобрать познавательный материал, разработать проект изучения объекта. Очень важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных видов деятельности: ознакомление с окружающим - развитие речи - экспериментальная деятельность.

Таким образом, должны существовать преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приемы (по К. Г. Селевко) :

- взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы на обобщения, обоснования, логику, конкретизацию, рассуждения;

- ставит проблемные задачи

* с недостаточными или избыточными данными;

* неопределенность в постановке вопроса;

* задача с противоречивыми данными;

* задача с допущенными ошибками и т. д.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какое – либо придуманное или реальное событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это может быть придуманное педагогом приключение объектов исследования, сезонное природное явление, либо праздник. Содержание занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным, но и не слишком простым. Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не создает радости интеллектуальной победы. Отдельные занятия по экспериментированию должны быть взаимообусловленными, плавно перетекающими из одного в другое. Это обеспечит дополнение, уточнение и закрепление получаемых знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы.

В средней группе дети знакомятся со свойствами того или иного материала через их,открытие, путем проб и ошибок. Например, дети,открывают, такие свойства воды: вода не держит форму, вода течет, вода испаряется в тепле и замерзает в холоде. В старшей группе продолжается знакомство детей со свойствами материалов (вода прозрачная, она блестит; текущая вода сильная, деревянные предметы в воде долго не намокают и т. д.) и используются проблемные ситуации, которые формируют потребность решать задачу опытным путем, опираясь на,открытие, свойства материала и полученные ранее знания. Логика занятий в подготовительной группе требует от детей обобщения уже имеющихся знаний о свойствах материалов и открытия новых свойств. Например, применение свойств воды предполагает темы таких занятий, как,Тонет – не тонет, ,Клеится – не клеится, ,Отражает – не отражает, при этом на всех занятиях и в любом возрасте детям предоставляется возможность действовать с материалом до момента полного насыщения.

Задачи, которые решаются на занятиях по экспериментированию важны, но решение речевых задач является первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта познания, обозначенного словом в различных категориальных формах. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снеговик). Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами : Как это сделать? Давайте сделаем так, Давайте посмотрим что будет, если…., что способствует развитию мыслительных умозаключений.

Таким образом, использование экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников развивает операции сравнения, установление сходства и различия, способствует усвоению детьми новых знаний, вырабатывает

умение коротко и логично задавать и отвечать на поставленные вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в случае учета всех моментов, соблюдения в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.

Публикации по теме:

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 17 марта 2012 в 15:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Оськина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД