Людмила Тихонова
Занятие по развитию речи детей 5–7 лет посредством игровой деятельности
▼ Скачать
Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Игровая деятельность является предпочтительной формой работы над развитием речи ввиду признания педагогикой игры основным видом деятельности дошкольника.
Публикация «Занятие по развитию речи детей 5–7 лет посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Развитие речи является образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, развитие речи – одной из приоритетных направления работы воспитателя.
Актуальность достижения необходимого уровня развития всех сторон речи у ребенка дошкольного возраста обусловлена сообщением ребенку возможности полноценно использовать речь как средство общения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, достаточный уровень развития речи является необходимым для усвоения ребенком обучающего материала на этапе дошкольного образования, а так же учебного процесса школы. Речевое общения является основным средством формирования коммуникативных коммуникаций, оказывает ключевое внимание на процесс социализации ребенка. Речевое общение ребенка со взрослым является источником познания в различных формах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает целевые ориентиры развития речи в младшей школе и на этапе завершения дошкольного образования. На этапе младшего дошкольного возраста ребенок должен хорошо владеть устной речью для выражения своих мыслей и желаний, чувств. В этом возрасте ребенок должен уметь построить свое высказывание в зависимости от коммуникативной ситуации. Может выделять звуки в словах, в связи с чем складывают предпосылки грамотности, звуковой культуры речи, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, на этапе завершения образовательной программы детского сада, ребенок должен хорошо владеть активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами. Хорошо пониманием обращенную речи. Лексикон приближен к состоянию лексикона у взрослого человека.
Основные задачи по развитию речи в детском саде состоят в развитии всех сторон речи – фонематического слуха, речевого аппарата, словаря, грамматической, произносительной, звуковой культуры речи. В соответствии с данными задачами организуется образовательная деятельность в образовательной области «Речевое развитие».
Применение игровых технологий, активных методов обучения в процессе речевого развития ребенка позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.
Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В любом случае. В образовательной процессе детского сада должны быть созданы необходимые условия для развития речи средствами игры.
Развитие речи дошкольника в игровой деятельности
ФГОС ДО определяет способы и формы педагогической работы. При этом основополагающими положениями являются выводы ФГОС ДОо специфических видов деятельности детей от 3 до 7 лет. Среди прочих видов деятельности ФГОС ДО перечисляет иигровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др. ; а так же коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Среди наиболее современных разработок на данную тему выделяется особо труды Селевко Г. К. Ее труды связаны и базируются на понимании «игровые технологии», а не игра. Таким образом труды Селевко Г. К. содережат инновационные понятия педагогики. Более ранние труды не использовали данного понятия, содержали лишь теоретические разработки говорящие о необходимости использования игры в педагогическом процесс. Селевко Г. К. в своих трудах не только отграничивает игру, как вид жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста от понятия педагогических игровых технологии, но и разрабатывает на данной основе классификацию собственно педагогических методов игры. Т. н. «Игровых технологий». Рассмотрим подробнее наработки Селевко Г. К. по исследуемой нами проблеме.
Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – прим. автора исследования) педагогическая игра обладает отличительным признаком - наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики – прим. автора данной работы). Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности.
Методика организации коллективной игры в среде детей дошкольного возраста описана в книге Седовой Л. Н. и Толстолуцих Н. П.
Использование каких-либо образовательных технологий состоит в наличии в данной технологии педагогического смысла. Особенностями педагогической игры в развитии детей дошкольного возраста, по мнению указанных авторов, являются:
• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами
• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;
• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
По мнению тех-же авторов, «игра как средство воспитания» имеет ряд особенностей. Иными словами, речь пойдет об особенностях применения педагогической игры в образовательном процессе дошкольников. Итак, мнение указанных ученых состоит в том, что в педагогической игре помимо взаимоотношений, которые разыгрываются между детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя на себя ролью, возникают отношения «не изображаемые, а действительные». Эти виды отношений не тождественны, и могут находиться в конфликте друг с другом. Автор данной работы понимает выдвинутый в книге «Теория и методика воспитания» авторами тезис следующим образом. Отношения, возникающие в произвольной игре детей лежат в одной плоскости, в то время как отношения, возникающие в педагогической игре, осложняются педагогическим сопровождением. К отношениями ребенок-ребенок или ребенок-игрушка добавляются отношения педагог-ребенок. Педагогическая игра, даже если она предусматривает некоторую импровизацию в процессе, является спланированной педагогом, а значит протекает в рамках педагогической цели. Правильный выбор методики организации коллективной игры приводит к отсутствию конфликта отношений педагог-ребенок и ребенок-ребенок, что делает применения игровой технологии максимально эффективной в образовательном процессе.
Толстолуцких Л. П. и Седова Л. Н. в книге «теория и методика воспитания» представили методику организации коллективной игры. Авторы разделили методику на несколько этапов.
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры
2. Организация работы инициативных групп, определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива[28]
Организация педагогического процесса по развитию речи дошкольников посредством игр должна так же основываться на
Для развитие речи в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно использовать игры на развитие фонематического слуха, на развитие диалогической речи, расширение лексикона и т. д. Для развития речи имеет значение выбор игровой технологии. Среди них:
Игра дидактическая;
Игра сюжетно-ролевая, театрализованная;
Игра-драматизация;
Пальчиковая игра;
Игровые приемы при заучивании детьми стихотворных произведений;
Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи;
Игровые приемы при развитии артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика в игровой форме.
Дидактическая игра достаточно распространена в педагогической практике для развития речи.
Рассмотрим некоторые из них:
Дидактическая игра;
Театрализованные игры;
Пальчиковые игры;
Игровые приёмы при заучивании стихотворений;
Игровые приёмы при развитии ЗКР;
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
1. Дидактическая игра наиболее распространена в педагогической практике при использовании ее для целей развития речи у дошкольников. Дидактическая игра является достаточно сложным педагогическим видом игры. Она является одновременно и методом и формой организации педагогического процесса. Дидактическая игры для развития речи ребенка может быть организована с использованием предметов – игрушек, настольных печатных игр. Дидактическая игра может быть организована без использования предметов, иметь словесную форму.
2. Сюжетно-ролевая, игра-драматизация, педагогическая игра так же занята прочное место в организации работы по развитию речи дошкольников. Преимущество такого вида игр состоит в возможности использовать их для решения всех задач развития речи. Так, в игре-драматизации ребенок исполняет роль, создает образ и с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности передает воображаемый образ.
3. Пальчиковые игры занимают особое место среди методов развития речи ребенка. Пальчиковая игра основана на задействовании мелкой моторики ребенка, что само по себе положительно сказывается на развитии подкорковых речевых центров в мозге. Осложнение пальчиковой игры стихами позволяет решить задачи коррекции речевого дыхания, ритма речи, четкости речи.
4. Использование игровых приемов при заучивании стихотворений состоит в использовании состоит в декламации стихотворения с использованием мимики и жестов. К примеру, воспитатель просит сопровождать декламацию стихотворного произведения с изображением движений действующих лиц.
5. Использование игровых приемов для развития речи в режимных моментах.
В различных режимных моментах можно использовать потешки, прибаутки и стихи. Такое использование помогает развитию связной речи, учит использованию средств выразительности речи. Так, можно использовать потешку для расчесывания волос, для сбор на прогулку, сбора игрушек в группе и так далее.
6. использование игровых приемов для развития звуковой культуры речи. Таким приемами является внедрение в режимные моменты чистоговорок и скороговорок для развития ЗКР. Например, «СА-са-са – вот летит оса».