Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность

Зина Тимонина
Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность» размещена в разделах

–как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

–как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

–как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?

Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

Исходя из изученного мною материала и многолетней работы с детьми – логопатами, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности :

• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны произносительной речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.

У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка, сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает.

Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

В нашем детском саду, опираясь на опыт многих педагогов и свой собственный, для успешной работы с детьми по театрализованной деятельности была разработана рабочая программа «Волшебный мир театра».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 5-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом возраста детей дошкольников.

Цель программы:ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через театрализованную деятельность детей.

Задачи программы:

1. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умения общаться, развивать уверенность в себе и т. д.

2. Развивать речь детей : отчетливость в произношении, интонационная выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи.

3. Прививать самостоятельность в организации театрализованных игр : уметь самостоятельно организовывать театрализованные игры на имеющемся материале.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.

5. Развивать эстетические и речевые способности средствами театрального искусства.

6. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

7. Познакомить детей с основами театральной культуры.

В соответствии с этим разработана модель системы работы по программе:

1. Создание условий.

–Пополнение предметно-развивающей среды.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

–Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Совместные театрализованные представления, рисование театральных афиш, изготовление костюмов и декораций к спектаклям, проведение лекториев для родителей, анкетирование, оформление для родителей фотоальбомов, отображающих участие детей в различных постановках.

2. Совместная деятельность.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.).

Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов, проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.

Один раз в квартал проводятся постановки мини-диалогов, инсценировок, драматизаций, включая различные виды театра, в зависимости от возрастной группы, для детей детского сада и родителей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Осуществляется в свободной деятельности детей. Для того чтобы у ребенка возник интерес к самостоятельной театрализованной деятельности, в группе должен обязательно быть театральный уголок с разнообразными видами театров.

Каждая непосредственно-образовательная деятельность по театрализованной деятельности имеет определенную структуру. Работа продолжается в течение двух лет с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной групп (6-7 лет) детского сада.

Каждое отдельное занятие в старшей и подготовительной группах состоит из 4-х основных разделов и одного дополнительного.

1 раздел – «Театральная игра»направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

2 раздел – «Ритмопластика»– включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел – «Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией.

В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4 раздел – «Основы театральной культуры»– призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

5 раздел – дополнительный раздел – «Работа над спектаклем»– является вспомогательным, основан на авторских сценариях.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает :

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой и интонационной выразительности;

-пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;

-театральные этюды; игры-превращения;

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию»

-отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

-знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями, мизансценой;

-подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры-драматизации;

В результате освоения программы дети могут приобрести:

Обобщенные умения:

-воспитывается в ребенке готовность к творчеству;

-развивается произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка;

-активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;

-воспитывается зрительская культура;

-воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

Театрально-сценические умения :

-развивается чуткость к сценическому искусству;

-совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами;

-развивается умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

-совершенствуется умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

-развивается речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь; пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная выразительность речи;

-появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;

-осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других видов искусств.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что игра в «Театр» – это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Результативность.

• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.

• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

• Улучшилось звукопроизношение.

• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

• Повысился культурный уровень дошкольников.

Выводы.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.

Распространение опыта.

Презентация проекта на методобъединении учителей-логопедов Солнечногорского района; на сайте МБДОУ №48

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Одна из главных задач детского сада – формирование.

Фотоотчёт о педагогическом проекте в старшей группе «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»Фотоотчёт о педагогическом проекте в старшей группе «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» В этом учебном году наш детский сад выбрал развитие речи как одно из приоритетных направлений. В свою очередь, мы решили коммуникативные.

Индивидуальная программа саморазвития воспитателя «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя Тема самообразования: «Развитие речи детей через театрализованную.

Конспект НОД по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке «Теремок» во второй младшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке «Теремок» во второй.

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке Теремок во второй младшей группе Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке Теремок во 2-ой младшей занятия по развитию речи Цель:.

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие к дедушке — леснику» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие к дедушке — леснику» в старшей группе Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №227 «Березка» общеразвивающего вида (МБДОУ «Детский сад №227»).

Проект «Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Актуальность : Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена.

Консультация «Развитие речи через театрализованную деятельность» Развитие речи детей через театрализованную деятельностьДошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей.

Опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Развитие речи детей через театрализованную деятельность Из всех…знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 09:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Зина Тимонина (УИ 2127606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД