Зина Тимонина
Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей 5–7 лет через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
–как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;
–как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;
–как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?
Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Исходя из изученного мною материала и многолетней работы с детьми – логопатами, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности :
• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны произносительной речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.
У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка, сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает.
Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.
В нашем детском саду, опираясь на опыт многих педагогов и свой собственный, для успешной работы с детьми по театрализованной деятельности была разработана рабочая программа «Волшебный мир театра».
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 5-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом возраста детей дошкольников.
Цель программы:ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через театрализованную деятельность детей.
Задачи программы:
1. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умения общаться, развивать уверенность в себе и т. д.
2. Развивать речь детей : отчетливость в произношении, интонационная выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи.
3. Прививать самостоятельность в организации театрализованных игр : уметь самостоятельно организовывать театрализованные игры на имеющемся материале.
4. Развивать интерес к творческой самостоятельности: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.
5. Развивать эстетические и речевые способности средствами театрального искусства.
6. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
7. Познакомить детей с основами театральной культуры.
В соответствии с этим разработана модель системы работы по программе:
1. Создание условий.
–Пополнение предметно-развивающей среды.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.
–Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.
Совместные театрализованные представления, рисование театральных афиш, изготовление костюмов и декораций к спектаклям, проведение лекториев для родителей, анкетирование, оформление для родителей фотоальбомов, отображающих участие детей в различных постановках.
2. Совместная деятельность.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.).
Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов, проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.
Один раз в квартал проводятся постановки мини-диалогов, инсценировок, драматизаций, включая различные виды театра, в зависимости от возрастной группы, для детей детского сада и родителей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Осуществляется в свободной деятельности детей. Для того чтобы у ребенка возник интерес к самостоятельной театрализованной деятельности, в группе должен обязательно быть театральный уголок с разнообразными видами театров.
Каждая непосредственно-образовательная деятельность по театрализованной деятельности имеет определенную структуру. Работа продолжается в течение двух лет с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной групп (6-7 лет) детского сада.
Каждое отдельное занятие в старшей и подготовительной группах состоит из 4-х основных разделов и одного дополнительного.
1 раздел – «Театральная игра»направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2 раздел – «Ритмопластика»– включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3 раздел – «Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией.
В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4 раздел – «Основы театральной культуры»– призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5 раздел – дополнительный раздел – «Работа над спектаклем»– является вспомогательным, основан на авторских сценариях.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает :
-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания для развития речевой и интонационной выразительности;
-пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;
-упражнения на развитие выразительной мимики;
-элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;
-театральные этюды; игры-превращения;
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию»
-отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
-знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями, мизансценой;
-подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры-драматизации;
В результате освоения программы дети могут приобрести:
Обобщенные умения:
-воспитывается в ребенке готовность к творчеству;
-развивается произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка;
-активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;
-воспитывается зрительская культура;
-воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Театрально-сценические умения :
-развивается чуткость к сценическому искусству;
-совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами;
-развивается умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
-совершенствуется умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;
-развивается речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь; пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная выразительность речи;
-появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;
-осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других видов искусств.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что игра в «Театр» – это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Результативность.
• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Улучшилось звукопроизношение.
• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».
• Повысился культурный уровень дошкольников.
Выводы.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.
Распространение опыта.
Презентация проекта на методобъединении учителей-логопедов Солнечногорского района; на сайте МБДОУ №48